Причины гонений на христиан в Римской империи: историографический аспект
Многочисленные церковные хроники и описания страданий мучеников сообщают о нелегком периоде в истории христианства – времени гонений, которые имели место в первые три века существования христианской религии. Существует множество версий и мнений относительно того, почему христиане подвергались гонениям: от не всегда объективных точек зрения античных христианских апологетов до современных ученых, мнения которых базируются на широком круге источников. Рассмотрим имеющиеся версии.
Римская империя известна своим плюрализмом и терпимостью к различным верованиям и религиозным практикам; племенам и народам, которые были частью империи, не запрещалось поклоняться своим богам при условии почитания традиционных римских божеств и культа императора, что зачастую не вызывало противоречий в рамках политеизма. А иудеи, хоть и вызывали вопросы своей обособленностью, также были оставлены в покое и не принуждались к каким-либо отступлениям от своих религиозных практик в связи с древностью их культовых традиций, которую римляне уважали; также отчасти роль играли и сложные политические отношения империи и иудейской провинции. Почему же римские язычники преследовали христиан?
Античные христианские авторы давали разные ответы на этот вопрос. Например, Лактанций считал, что за гонениями стоят личности неправедных императоров. Он характеризовал правителей, которые устраивали гонения, не иначе как гнусных и преступных тиранов, подстрекаемых демонами и преследующих праведный народ [3].
Другой церковный апологет, Евсевий Кесарийский, видел причины гонений в самих христианах. В своей «Церковной истории» Евсевий пишет: «Пока народ вел себя достойно, никакая ненависть не касалась его, никакой злой демон не был в состоянии вредить ему или через человеческую клевету мешать ему, ибо божественная и небесная длань осеняла и охраняла свой народ. Когда же, получив большую свободу, мы стали действовать нерешительно и вяло, когда мы стали друг другу завидовать, друг с другом ссориться и поражать друг друга словами, как оружием, когда наши пастыри стали нападать на других пастырей, а одна паства — на другую, постыдное же лицемерие достигло высшей степени зла, тогда Божественное Правосудие, как Оно любит это делать, попыталось, когда молитвенные собрания ещё продолжались, вразумить нас лёгким и умеренным наказанием, допустив гонение на братьев» [2]. То есть, причины гонений заключались в порче нравов самих христиан.
Иоанн Златоуст утверждал, что «Бог допустил гонения для того, чтобы никто не сказал, что проповедь Христова утвердилась случайно или через обман, – чтобы обнаружилась теплота их веры и явно было, что не убеждение человеческое, но сила Божия дала такую крепость душам верующих, что они готовы были перенести даже тысячу смертей».
Но, в целом, даже античные христианские апологеты понимали, что между римским политеистическим государством и христианскими воззрениями есть глубокие противоречия, которые и приводили к конфликтам.
Тертуллиан, например, рекомендовал воинам дезертировать из армии, уверяя, что военная служба неприлична христианину. Ориген и Лактанций также не одобряли войны и в отвращении христиан от нее видели благое дело. Отсюда, из отказа по крайней мере некоторых христиан нести военную службу возникали жалобы на всех христиан и на христианство вообще.
Христиане хотели жить по принципу «кесарю кесарево, а Богу Божие», но это правило никак не соотносилось c положением дел в Римской империи, где религия была не частным, а публичным делом.
Таково христианское понимание гонений, с которым исследователи согласны только отчасти. Еще в XVIII веке Эдуард Гиббон высказывал оригинальную на тот момент точку зрения, что основным мотивом гонений могла быть нетипичная для античного мира претензия христиан на исключительное обладание религиозным знанием. Однако, поскольку аналогичный взгляд был свойственен и иудеям, английский историк уточнял, что существенным отличием было то, что иудеи были нацией, а христиане сектой, что, согласно римским представлениям, давало первым право держаться своего культа [1].
Начиная с XIX века история раннего христианства стала особенно актуальным предметом изучения, в том числе в отечественной науке. Российский специалист в этой области, историк А. П. Лебедев сформулировал следующие причины гонений на христиан: 1) Государственные: римское государство считало себя вправе полновластно распоряжаться всею совокупностью жизни граждан; открытое стремление христиан выйти из-под государственного контроля в своей религиозной жизни и убеждениях привело к конфликту. 2) Религиозные — ревностное охранение римским правительством исключительных прав отечественной религии, — невозможность для христианства утвердиться среди римских порядков; «культ цезарей» и опаснейшие его последствия для христиан. 3) Общественные: ненависть к христианам языческих философов, ученых и административных классов, вражда к ним же языческих народных масс [4, с. 25].
Выводы Лебедева актуальны по сей день, современные ученые дополняют и расширяют его аргументацию. Для раскрытия причин гонений необходимо понимать, что означала религия для римского государства. Она была связана с этнической принадлежностью, историей и традициями, у каждого народа существовали обязательства перед «своими» богами, особую важность римские граждане придавали публичным культовым действиям, проявлению уважения; для общественной безопасности было важным поддержание pax deorum – соглашения между небом и землей, которое гарантировало благополучие империи [6, p. 601].
Таким образом, проблема с христианами была не в том, кого они почитали и во что верили, а в том – кого они не почитали. Как уже отмечалось, религия в Риме была делом не личным, а общественным. От благочестивого исполнения обрядов зависело благополучие общины, а появление новой религии – христианства, представители которого отказывались почитать традиционных римских богов, вызывало вопросы.
Христиане все еще были членами своих этнических групп, которые имели «обязательства» перед своими родовыми богами, и отказ от их почитания зачастую вызывал недовольство не столько у имперских властей, сколько у членов той же общины, которые считали, что христиане своим отказом чтить местных богов подвергают опасности римское государство, и писали по этому поводу доносы властям. Складывалось впечатление, что христиане намеренно отделили себя от общины, к которой они принадлежали, и составляли чуждую группу, которая противостоит большинству.
Также современные историки отмечают частую социальную и политическую нестабильность Римской империи первых веков нашей эры, особенно кризис третьего века. В такие времена общество готово обратить свой гнев на любого «другого», любых, кто отличается от большинства, и обвинить в том, что они прогневали богов. Такие ситуации становились причиной массовых доносов на христиан, а также поводом для постановлений, призванных восстановить традиционные культы (как, например, во времена Деция), результатом которых стали локальные преследования христиан уже со стороны властей.
«Подозрительное» поведение христиан подкреплялось стандартными обвинениями в антиобщественных преступлениях (детоубийство, каннибализм, кровосмесительные связи), в которых чуть позже представители различных направлений христианства будут обвинять друг друга также, как и иудеев (эти обвинения звучали в адрес любых неизвестных народов, они являются устойчивыми стереотипами).
Хотя источники сообщают, что некоторые христиане не видели противоречий и в исполнении языческих обрядов, о чем говорят постановления Эльвирского церковного собора (303 год) против христиан, которые продолжали служить фламинами (жрецами императорского культа) [6, p. 602].
Помимо вышеперечисленных, исследователями указываются и другие причины гонений, например, экономические. Власти рассматривали распространение христианства как экономическую угрозу, так как некоторая часть экономического оборота была связана с языческими храмами и жертвоприношениями, там совершались купля-продажа, брались займы. Храмовые владения использовались для приумножения богатств тех, кому они принадлежали, поэтому христиане, которые выступали против жертвоприношений и отказывались их совершать, воспринимались как угроза экономическому процветанию не только привилегированного меньшинства, но общества в целом [5, p. 116].
В современной науке также переоценивается масштаб преследований христиан. Ученые переосмысливают концепцию всеобщих имперских гонений (дискуссия по этому вопросу началась еще в XVIII веке [3]) и говорят об их спорадичности и локальности, инициаторами преследований христиан зачастую было само местное население или локальные власти, а не имперские.
Обычно выделяют три периода преследований христиан: первые несколько десятилетий христианства до наказания Нероном христиан за пожар в Риме в 64 году; второй период – два столетия от периода правления Нерона до 250-х годов, когда всем жителям империи были приказано совершать языческие жертвоприношения, что привело к преследованиям сопротивлявшихся христиан; и третий период длится до конца Великого гонения Диоклетиана и его преемников (начало III века).
К первому периоду относится начало распространения христианства и локальные конфликты, между иудеями и христианами в том числе. Вторая фаза характеризуется локальными преследованиями, которые, в основном, были инициированы местным населением, которое с подозрением относилось к христианам, что приводило к доносам и судебным разбирательствам. Отсутствие прецедентов подобных разбирательств с христианами приводило к тому, что местным властям приходилось уточнять у императора, как поступать в том или ином случае.
Были эпизоды и локальных вспышек насилия толпы в отношении христиан, например, описан случай в Галлии в 177 году, когда из-за враждебности к христианам начались беспорядки, и только потом в конфликт вмешались местные власти и выдвинули против зачинщиков официальные обвинения [8, p. 201]. Встречаются также случаи, когда христиане сами признавались в своей религиозной принадлежности и требовали у властей казни [7].
Дискуссия относительно того, существовали ли законы, прямо преследовавшие христиан, или нет, продолжается до сих пор, но так или иначе, видимо, местные власти получали различные доносы в отношении христиан и обладали определенной свободой в вынесении приговоров, в особо сложных случаях обращались к имперским властям за инструкциями.
Начало масштабных гонений относят к III веку, когда в 249 году император Деций издал указ, по которому каждый житель империи должен совершить жертвоприношение и подтвердить это свидетельством, выданным местными властями, в противном случае следовало наказание. Это указ действовал в течение двух лет, до смерти Деция. Эти меры не были направлены против христиан, но власти, вероятно, не могли не знать, что исполнение этих указов будет затруднительно в случае христиан, что и привело к их преследованиям.
При этом для римлян подобные действия не являлись гонениями на христиан, а были преследованием нарушителей законов, которые призваны защитить целостность государства. Правовая основа преследования христиан не была направлена конкретно против них [7].
Однако спустя всего несколько лет эдикты 257-258 годов императора Валериана предписывали христианским лидерам участвовать в традиционном культе и запрещали какие-либо христианские собрания. Эти законы уже напрямую были направлены против христиан и их организации.
Историки сходятся во мнении, что главной целью появления подобных постановлений было сохранение единства римского общества как минимум на уровне обрядовой стороны. Римляне искренне не понимали, почему христиане не могут поклоняться и римским богам тоже, и почему они готовы подвергаться преследованиям, но не уступить требованиям общества и властей.
Со смертью Валериана в 260 году эдикты перестали действовать, и преследование прекратилось. Церковь вновь могла функционировать без препятствий до правления Диоклетиана, который в 303 году приказал уничтожить все культовые места христиан, христианские писания, конфисковать церковное имущество и запретил собрания, также снова все жители империи должны были совершать языческие жертвоприношения. Христиане из высших сословий лишались своего социального статуса. Подобные меры говорят о все более широком распространении христианства, в том числе среди представителей власти. Самые масштабные гонения пришлись на Северную Африку и Египет.
Эти законы опять же были направлены в первую очередь на сохранение единства империи. Христиане были не единственными, кого преследовали. Например, еще более жестокому преследованию подвергались во время правления Диоклетиана манихеи в Африке [8, p. 214].
Эти последние преследования закончились постановлением Галерия (311 год) и Миланским эдиктом Константина (313 год), которые узаконили христианство в Римской империи.
Таким образом, гонения на христиан, инициированные государством, носили спорадический и кратковременный характер, а не являлись обычной государственной политикой на протяжении первых трех веков существования христианства. Эти преследования были вызваны совокупностью социальных, экономических и политических противоречий между римским государством и его гражданами, исповедовавшими христианскую религию, которые зачастую сами осознавали глубокое противоречие между римскими порядками и христианским мировоззрением.
Список источников
1. Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. Часть II. СПб, Наука, 2004, 384 с.
2. Евсевий Кесарийский. Церковная история. СПб., 2013, 544 с.
3. Лактанций. О смертях преследователей / Перевод с латинского языка, комментарии, указатели и библиографический список В. М. Тюленева. СПб., 1998, 279 с.
4. Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. СПб., 2006, 352 с.
5. Fletcher S. Temples, Coins and Persecution: Why the Pagans Persecuted the Early Christians // Studia Antiqua 6, no. 1, 2008, p. 115-118.
6. Fredriksen P. Christians in the Roman Empire in the First Three Centuries CE // A companion to the Roman Empire. Ed. by David Potter. Blackwell Publishing, 2006, p. 587-607.
7. Middleton P. Were the early Christians really persecuted? // Tolerance, intolerance and recognition in early Christianity early Judaism. Amsterdam University Press, 2021, p. 229-250.
8. Rives J. The Persecution of Christians and Ideas of Community in the Roman Empire // Politiche religiose nel mondo antico e tardoantico, 2011, p. 199-217.