Изучение страстей человека и их последствий

Представления о том, что будет, если человек не усмирит свои «хотелки» — иррациональные потребности.

“Кто деланием заповедей и трудными делами истинного жития победил страсти, тот пусть знает, что законно приобрел он душевное здоровье”
(Исаак Сирин Ниневийский)

Last_Judgement_(Michelangelo)-1_ph.jpg

Владей собой среди толпы смятенной…
(Редьярд Киплинг)

Если увидим или услышим, что кто-нибудь в продолжение немногих лет приобрел высочайшее бесстрастие, верь, что такой шествовал не иным путем, но блаженным смирением
(Иоанн Лествичник)

Во все времена люди старались выяснить причины своих глубинных мотивов; узнать, где же сокрыта та самая невидимая и загадочная движущая сила, побуждающая творить и познавать, возводить города и государства, писать законы, вершить свои и чужие судьбы, осуществлять благие поступки. Все вышеперечисленное является созидательной, животворящей сутью человека. Однако, вместе с тем, в человеке сокрыта и вторая сторона его существа, будто противостоящая первой, добродетельной и положительной. Частью этой второй стороны выступают человеческие страсти.

Захлестнутые страстями, люди сбиваются с жизненного пути, окунаются в страхи и бессилие, вступают на стезю деградации. Что же такое страсти, какова их природа и способен ли человек побороть их? 

Разбираемся поподробнее.

Страсть – греховная зависимость, проявляющаяся в сильном влечении человека к определенному виду греха. С церковнославянского слово «страсти» переводится как «страдания». Страсть отличается от греха постоянной тягой индивидуума к совершению одного и того же проступка. Душа словно «заболевает» пороком, как тело способно заболеть простудой или гриппом.

Лучше отданным быть зверям, чем пагубным страстям, потому что там только тело гибнет, а здесь и душа, и тело
(византийский монах Феодор Студит)

Большинство святых отцов выделяет восемь страстей:

  1. Чревоугодие – страсть к чрезмерному и неумеренному потреблению пищи и питья;
  2. Любодеяние – внебрачные половые отношения, сладострастные и блудные помыслы и действия, мечтания и пленения;
  3. Сребролюбие – тяга к деньгам, бесконтрольному потреблению материальных благ, жестокосердие к нищим, неупование на Промысел Божий;
  4. Гнев – вспыльчивость и агрессия, склочность, ненависть, склонность к мести, брань, споры и ссоры;
  5. Печаль – огорчение, тоска, малодушие, нежелание нести свой крест, отсутствие благодарности Богу за все происходящее, нетерпеливость и ропот;
  6. Уныние – отчаяние, печаль, ставшая хронической болезнью. Многоспание, леность к доброму делу, кощунство, нечувствие, депрессия на современном языке;
  7. Тщеславие – лукавство, тяга к земным почестям, хвастовство, любовь к роскоши, изменчивость нрава, желание слышать лесть от других людей;
  8. Гордость – высокомерие, эгоизм, вера человека в то, что он добивается всего только сам без помощи Бога, заносчивость, дерзость, потеря простоты.

Существует два основных подхода к толкованию природы страстей: философский и богословский. Рассмотрим каждый из них.

Древнегреческие мыслители считали, что страсти рождаются путем соединения естественных влечений души с заблуждениями разума. Древнеримский философ Аврелий Августин (354-430 гг.) происхождение негативных страстей объяснял синтезом нечистой эгоистической воли и затерявшегося в своем упорстве ума. Такие философы, как Г.Лейбниц, Т.Гоббс, Дж.Локк рассматривали страсти как феномен, родившийся благодаря мыслям о достигнутом благе. Ф.Ницше и А.Шопенгауэр относят страсти к иррациональному и слепому началу воли. В целом, философский смысл, вложенный в понимание о греховном человеке, восходит к рекомендациям о том, чтобы личность сильно не отклонялась от требований нравственного идеала гармонически развитого субъекта. Обратимся к афористическим высказываниям некоторых философов.

Главное для страстей – произвести впечатление
(Б.Грасиан)

Человек, объятый сильной страстью – страшный эгоист
(А.Герцен)

Страсти убеждают сильнее всех речей разумных
(Фр.Ларошфуко)

Древнегреческие мыслители считали, что страсти рождаются путем соединения естественных влечений души с заблуждениями разума. Древнеримский философ Аврелий Августин (354-430 гг.) происхождение негативных страстей объяснял синтезом нечистой эгоистической воли и затерявшегося в своем упорстве ума. Такие философы, как Г.Лейбниц, Т.Гоббс, Дж.Локк рассматривали страсти как феномен, родившийся благодаря мыслям о достигнутом благе. Ф.Ницше и А.Шопенгауэр относят страсти к иррациональному и слепому началу воли. В целом, философский смысл, вложенный в понимание о греховном человеке, восходит к рекомендациям о том, чтобы личность сильно не отклонялась от требований нравственного идеала гармонически развитого субъекта. Обратимся к афористическим высказываниям некоторых философов.

3.png      С богословской точки зрения, страдание –
      естественное свойство любого существа.
      Но возникает оно при условии, если существо
      не может удовлетворить свою ограниченность.
      Абсолютно все земные существа несамодостаточны
      и нуждаются во внешней поддержке.
      Самодостаточен лишь Бог, который способен
      обеспечить живым созданиям свое
      покровительство, предоставляя свой Дух. Согласно
      христианству, если люди (и другие живые твари)
      живут в благодати Божией и в соответствии
      с замыслом Божьим – они не страдают. Как только
      связь с Богом рвется – проявляет себя
      ограниченность, и это приводит к страданиям.
      Святые отцы выделяли в человеке два уровня
      возникновения страсти: естественные
      и противоестественные.

Естественные страсти – тварная ограниченность человеческой природы, которую человек должен восполнять. К примеру, потребность в пище и сне. Они не являются греховными.

Противоестественные страсти – греховные состояния, формирующиеся вследствие применения естественных страстей вопреки Божественному замыслу, ради получения греховных удовольствий.

В глубине души каждый человек чувствует, что он создан для счастья, блаженства и Рая. Однако Рай кажется далеким и недостижимым, для вхождения в него необходимы смирение и труд, тогда как пагубные наслаждения находятся на расстоянии вытянутой руки. Несмотря на близость и доступность, истинного счастья мимолётные греховные страсти дать не способны. Если блаженство в Боге вечно и даруется раз и навсегда, возрастает по мере совершенствования человека, усиливает любовь ко всему миру; то греховное наслаждение куда прозаичнее и дарит послевкусие пустоты. Во-первых, оно кратковременно, а потому грехи приходится повторять из раза в раз. Во-вторых, удовлетворение уменьшается при каждом повторении греха, из-за чего появляется нужда увеличивать меру греховности, чтобы вновь пережить желаемое наслаждение. И, наконец, такой метод порождает страдание и приближает смерть. В данном аспекте действие противоестественных страстей напоминает влияние наркотиков.

Исследуя природу страстей, нельзя не упомянуть об их биологическом происхождении. В головном мозге существует нейромедиатор дофамин. Он выполняет важную функцию вознаграждения и мотивации. Система вознаграждения тесно соотносится с обучением: человек получает удовольствие, а в его мозгу формируются новые причинно-следственные связи. Но, к сожалению, дофамин может представлять собой не только прекрасный стимулятор для работы и учебы, но и идеальный наркотик – именно с действием дофамина связано большое количество наркотиков.

 Со строением рецепторов дофамина напрямую коррелирует простота достижения человеком пика удовольствия. Одним достаточно вкусного ужина и приятного фильма, другим же придётся постараться, чтобы добраться до такого же пика – съесть больше нормы, приправив блюдо усилителями вкуса; пощекотать нервишки кинолентой с постоянно меняющимися яркими кадрами.

В современном мире практически всё, что приносит человеку удовольствие, провоцируется дофамином: еда, алкоголь, социальные сети, компьютерные игры, половые отношения, шопинг и многое другое. Если первобытному человеку дофамин помогал выживать, то в нынешнее время вопрос выживания так остро не стоит, но механизм нейромедиатора по-прежнему работает. Этим пользуются все мировые компании, зарабатывая на предрасположенности человеческого мозга всегда выбирать то, вследствие чего выплеск дофамина мощнее.

hanxiao-3wn_QeJlsQk-unsplash-1_ph.jpgСамое интересное, что чем больше люди потребляют дофамин, тем меньше способны на что-либо, кроме еще большего потребления. Развивается слепота к более осмысленным радостям, и раз из раза слабовольный ум предпочитает копошение в социальных сетях обстоятельному чтению книги, а сочный гамбургер, напичканный глутаматом натрия – полезному перекусу. 

Таким образом, наступает деградация ума и тела, личность человека всё глубже погружается в дурманящий омут быстрых удовольствий, подсаживаясь на иглу быстрого дофамина, и, чем запущеннее ситуация, тем тернистее из
нее выход.

Как можно заметить, страсти вредоносны и опасны для людей на всех уровнях, с позиции какой теории ни посмотри. Как же не стать их рабом? Как усмирить свои иррациональные потребности и не провалиться в их бездну?

Христианство указывает на то, что какой бы ни была прошедшая жизнь человека, с помощью Божией он может преобразиться и спастись. Человек должен постепенно очищать себя, каждый день испытывая себя вопросами, как он провел свое время и не поддался ли страстям. Особенно важна работа со страстями в зачатке, ведь пока малы они, проще искоренять их. На этом трудном пути незаменимую помощь оказывают вера, покаяние и молитва. Вера позволяет сохранять связь с Богом, покаяние очищает эту связь и делает ее животворной, молитва устанавливает личный контакт между человеком и Творцом. Также необходима твердая решимость отказа от греховного наслаждения. 

Из биологических представлений, важно не допускать притупления дофаминовых рецепторов, держать себя в тонусе. Помогут занятия спортом, чёткий распорядок дня, регулярный дофаминовый детокс. Нужно строго объяснять самому себе мотивы своих действий, какое желание и гормон руководит организмом в данную минуту.

Как и в любом деле, в борьбе со страстями невероятно важна осознанность. Большую часть жизни люди проводят, словно во сне, не отслеживая бесконечный поток мыслей, желаний, поступков, многие из которых порождены страстями и упадническими привычками, ведущими к деградации как отдельного индивида, так и всего человечества. Но ведь мы – люди, и кому, как не нам, являть собой пример высшей ступени развития живых существ? Кому, как не нам, быть проявлением таких добродетелей, как стойкость, смирение, отвага, любовь к ближнему, а также воля, без которой невозможна победа над страстями? В каждом из нас заложена сила, благодаря которой становится возможным преодоление любых жизненных невзгод и пагубных «хотелок». 

Окончанием данного рассуждения отлично послужат слова советского кинорежиссера Александра Довженко: «Есть воля – есть человек! Нет воли – нет человека!».

Дата публикации 10.02.2023

Список источников