Изучение страстей человека и их последствий
Представления о том, что будет, если человек не усмирит свои «хотелки» — иррациональные потребности.
“Кто деланием заповедей и трудными делами истинного жития победил страсти, тот пусть знает, что законно приобрел он душевное здоровье”
(Исаак Сирин Ниневийский)
Владей собой среди толпы смятенной…
(Редьярд Киплинг)
Если увидим или услышим, что кто-нибудь в продолжение немногих лет приобрел высочайшее бесстрастие, верь, что такой шествовал не иным путем, но блаженным смирением
(Иоанн Лествичник)
Во все времена люди старались выяснить причины своих глубинных мотивов; узнать, где же сокрыта та самая невидимая и загадочная движущая сила, побуждающая творить и познавать, возводить города и государства, писать законы, вершить свои и чужие судьбы, осуществлять благие поступки. Все вышеперечисленное является созидательной, животворящей сутью человека. Однако, вместе с тем, в человеке сокрыта и вторая сторона его существа, будто противостоящая первой, добродетельной и положительной. Частью этой второй стороны выступают человеческие страсти.
Захлестнутые страстями, люди сбиваются с жизненного пути, окунаются в страхи и бессилие, вступают на стезю деградации. Что же такое страсти, какова их природа и способен ли человек побороть их? Разбираемся подробнее.
Страсть – греховная зависимость, проявляющаяся в сильном влечении человека к определенному виду греха. С церковнославянского слово «страсти» переводится как «страдания». Страсть отличается от греха постоянной тягой индивидуума к совершению одного и того же проступка. Душа словно «заболевает» пороком, как тело способно заболеть простудой или гриппом.
Лучше отданным быть зверям, чем пагубным страстям, потому что там только тело гибнет, а здесь и душа, и тело
(византийский монах Феодор Студит)
Большинство святых отцов выделяет восемь страстей:
- Чревоугодие – страсть к чрезмерному и неумеренному потреблению пищи и питья;
- Любодеяние – внебрачные половые отношения, сладострастные и блудные помыслы и действия, мечтания и пленения;
- Сребролюбие – тяга к деньгам, бесконтрольному потреблению материальных благ, жестокосердие к нищим, неупование на Промысел Божий;
- Гнев – вспыльчивость и агрессия, склочность, ненависть, склонность к мести, брань, споры и ссоры;
- Печаль – огорчение, тоска, малодушие, нежелание нести свой крест, отсутствие благодарности Богу за все происходящее, нетерпеливость и ропот;
- Уныние – отчаяние, печаль, ставшая хронической болезнью. Многоспание, леность к доброму делу, кощунство, нечувствие, депрессия на современном языке;
- Тщеславие – лукавство, тяга к земным почестям, хвастовство, любовь к роскоши, изменчивость нрава, желание слышать лесть от других людей;
- Гордость – высокомерие, эгоизм, вера человека в то, что он добивается всего только сам без помощи Бога, заносчивость, дерзость, потеря простоты.
Существует два основных подхода к толкованию природы страстей: философский и богословский. Рассмотрим каждый из них.
Древнегреческие мыслители считали, что страсти рождаются путем соединения естественных влечений души с заблуждениями разума. Древнеримский философ Аврелий Августин (354-430 гг.) происхождение негативных страстей объяснял синтезом нечистой эгоистической воли и затерявшегося в своем упорстве ума. Такие философы, как Г.Лейбниц, Т.Гоббс, Дж.Локк рассматривали страсти как феномен, родившийся благодаря мыслям о достигнутом благе. Ф.Ницше и А.Шопенгауэр относят страсти к иррациональному и слепому началу воли. В целом, философский смысл, вложенный в понимание о греховном человеке, восходит к рекомендациям о том, чтобы личность сильно не отклонялась от требований нравственного идеала гармонически развитого субъекта. Обратимся к афористическим высказываниям некоторых философов.
Главное для страстей – произвести впечатление
(Б.Грасиан)
Человек, объятый сильной страстью – страшный эгоист
(А.Герцен)
Страсти убеждают сильнее всех речей разумных
(Фр.Ларошфуко)
После приведенных высказываний напрашивается вывод, что страсти могут затмевать все человеческие чувства, одерживать власть и управлять людьми. Страсти способны быть обжигающе-всепоглощающими, будоражить и доминировать. Хоть иногда и выступая двигателем людской деятельности, они стирают из сознания представления о долге и традициях, сострадании и прощении. В отличие от любви, страсть не знает верности, покоя и смирения, а потому обречена на угасание, оставляя после себя в душе человека безжизненную, выжженную пустыню страданий (недаром слово «страсти» происходит от «страдать»).
С богословской точки зрения, страдание – естественное свойство любого существа. Но возникает оно при условии, если существо не может удовлетворить свою ограниченность. Абсолютно все земные существа несамодостаточны и нуждаются во внешней поддержке. Самодостаточен лишь Бог, который способен обеспечить живым созданиям свое покровительство, предоставляя свой Дух. Согласно христианству, если люди (и другие живые твари) живут в благодати Божией и в соответствии с замыслом Божьим – они не страдают. Как только связь с Богом рвется – проявляет себя ограниченность, и это приводит к страданиям. Святые отцы выделяли в человеке два уровня возникновения страсти: естественные и противоестественные.
Естественные страсти – тварная ограниченность человеческой природы, которую человек должен восполнять. К примеру, потребность в пище и сне. Они не являются греховными.
Противоестественные страсти – греховные состояния, формирующиеся вследствие применения естественных страстей вопреки Божественному замыслу, ради получения греховных удовольствий.
В глубине души каждый человек чувствует, что он создан для счастья, блаженства и Рая. Однако Рай кажется далеким и недостижимым, для вхождения в него необходимы смирение и труд, тогда как пагубные наслаждения находятся на расстоянии вытянутой руки. Несмотря на близость и доступность, истинного счастья мимолётные греховные страсти дать не способны. Если блаженство в Боге вечно и даруется раз и навсегда, возрастает по мере совершенствования человека, усиливает любовь ко всему миру; то греховное наслаждение куда прозаичнее и дарит послевкусие пустоты. Во-первых, оно кратковременно, а потому грехи приходится повторять из раза в раз. Во-вторых, удовлетворение уменьшается при каждом повторении греха, из-за чего появляется нужда увеличивать меру греховности, чтобы вновь пережить желаемое наслаждение. И, наконец, такой метод порождает страдание и приближает смерть. В данном аспекте действие противоестественных страстей напоминает влияние наркотиков.
Исследуя природу страстей, нельзя не упомянуть об их биологическом происхождении. В головном мозге существует нейромедиатор дофамин. Он выполняет важную функцию вознаграждения и мотивации. Система вознаграждения тесно соотносится с обучением: человек получает удовольствие, а в его мозгу формируются новые причинно-следственные связи. Но, к сожалению, дофамин может представлять собой не только прекрасный стимулятор для работы и учебы, но и идеальный наркотик – именно с действием дофамина связано большое количество наркотиков.
Со строением рецепторов дофамина напрямую коррелирует простота достижения человеком пика удовольствия. Одним достаточно вкусного ужина и приятного фильма, другим же придётся постараться, чтобы добраться до такого же пика – съесть больше нормы, приправив блюдо усилителями вкуса; пощекотать нервишки кинолентой с постоянно меняющимися яркими кадрами.
В современном мире практически всё, что приносит человеку удовольствие, провоцируется дофамином: еда, алкоголь, социальные сети, компьютерные игры, половые отношения, шопинг и многое другое. Если первобытному человеку дофамин помогал выживать, то в нынешнее время вопрос выживания так остро не стоит, но механизм нейромедиатора по-прежнему работает. Этим пользуются все мировые компании, зарабатывая на предрасположенности человеческого мозга всегда выбирать то, вследствие чего выплеск дофамина мощнее.
Самое интересное, что чем больше люди потребляют дофамин, тем меньше способны на что-либо, кроме еще большего потребления. Развивается слепота к более осмысленным радостям, и раз из раза слабовольный ум предпочитает копошение в социальных сетях обстоятельному чтению книги, а сочный гамбургер, напичканный глутаматом натрия – полезному перекусу.
Таким образом, наступает деградация ума и тела, личность человека всё глубже погружается в дурманящий омут быстрых удовольствий, подсаживаясь на иглу быстрого дофамина, и, чем запущеннее ситуация, тем тернистее из нее выход.
Как можно заметить, страсти вредоносны и опасны для людей на всех уровнях, с позиции какой теории ни посмотри. Как же не стать их рабом? Как усмирить свои иррациональные потребности и не провалиться в их бездну?
Христианство указывает на то, что какой бы ни была прошедшая жизнь человека, с помощью Божией он может преобразиться и спастись. Человек должен постепенно очищать себя, каждый день испытывая себя вопросами, как он провел свое время и не поддался ли страстям. Особенно важна работа со страстями в зачатке, ведь пока малы они, проще искоренять их. На этом трудном пути незаменимую помощь оказывают вера, покаяние и молитва. Вера позволяет сохранять связь с Богом, покаяние очищает эту связь и делает ее животворной, молитва устанавливает личный контакт между человеком и Творцом. Также необходима твердая решимость отказа от греховного наслаждения.
Из биологических представлений, важно не допускать притупления дофаминовых рецепторов, держать себя в тонусе. Помогут занятия спортом, чёткий распорядок дня, регулярный дофаминовый детокс. Нужно строго объяснять самому себе мотивы своих действий, какое желание и гормон руководит организмом в данную минуту.
Как и в любом деле, в борьбе со страстями невероятно важна осознанность. Большую часть жизни люди проводят, словно во сне, не отслеживая бесконечный поток мыслей, желаний, поступков, многие из которых порождены страстями и упадническими привычками, ведущими к деградации как отдельного индивида, так и всего человечества. Но ведь мы – люди, и кому, как не нам, являть собой пример высшей ступени развития живых существ? Кому, как не нам, быть проявлением таких добродетелей, как стойкость, смирение, отвага, любовь к ближнему, а также воля, без которой невозможна победа над страстями? В каждом из нас заложена сила, благодаря которой становится возможным преодоление любых жизненных невзгод и пагубных «хотелок».
Окончанием данного рассуждения отлично послужат слова советского кинорежиссера Александра Довженко: «Есть воля – есть человек! Нет воли – нет человека!».