Кризис современного общества: восстание масс

Кризисные явления, которые отмечаются в современном обществе (в культуре, системе ценностей, моделях потребления и поведения в целом), берут свое начало, как минимум, в прошлом столетии, когда развитие промышленности, стандартизация и глобализация привели к масштабным изменениям во всех сферах общества. Особенно это относится к европейскому развитию.

Последствия этих изменений стали предметом критического анализа уже в первой половине XX века. Философы нередко критически относились к достижениям европейской цивилизации, уже в 1918-1920 годах появляется труд О. Шпенглера «Закат Европы», в котором автор утверждает, что современное общество с его «омассовлением», урбанизацией, культом денег и власти, масштабными военными конфликтами и техническим прогрессом – это уже нисходящая линия развития, далее цивилизацию ждет только закат и гибель [5]. Кризисные явления современного общества также изучали представители Франкфутской школы, в целом, причинами кризиса мыслители считали омертвление ценностей и устоев, которые были заложены в эпоху Просвещения [3], излишнюю рационализацию и так называемую утрату мифа (Ницше).

Современником Шпенглера был испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955), которого в некоторой степени можно назвать продолжателем Франкфутской школы, одной из главных тем его творчества также был кризис современного общества; данная статья посвящена анализу его взглядов на этот кризис.

Основным трудом Ортега-и-Гассет, в котором он анализирует современное общество, является работа «Восстание масс», опубликованная в 1930 году. В этом эссе автор определяет причины, которые привели к кризису, его особенности, а также намечает пути его преодоления.

Испанский мыслитель также занимался вопросами философии истории. По предложенной им периодизации европейская история прошла через периоды «субстанциалистского» мышления, которое стало результатом учений античных философов; затем был период «геометрического разума» (основа – научная картина мира), которая сменяется эпохой «восстания масс» [2].

По мнению Ортега-и-Гассет состояние современного общества определяет так называемое «восстание масс». Отмечая масштабный рост населения в начале XX века, автор говорит, что проблема не в этом, людей было много и раньше, но они не были «толпой». Масса – это «средний человек», стихийный рост ее предполагает совпадение мыслей, целей, образа жизни. Автор определяет массу как «всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как и все», и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью» [1, с. 7]. Масса противопоставляется элите, но не в привычном смысле слова.

Ортега-и-Гассет понимает под элитой или «избранными» тех, кто требует от себя большего, даже если эти требования непосильны. Ортега-и-Гассет в своих произведениях часто говорит об элите и возлагает на нее большие надежды, и важно помнить, что именно он имеет в виду: это не разделение по классовой принадлежности, это не родовая аристократия, не экономическая верхушка, а именно люди, которые могут быть нравственным и духовным идеалом, они есть во всех слоях общества.

Вторжение масс проявляется в самых разных сферах. В политике можно заметить, что масса вне всякого закона, и с помощью грубого давления навязывает свои желания и вкусы; в интеллектуальной жизни царит обмен мнениями, не подкрепленными никакой базой, а мнение отличное от мнения толпы порицается или даже преследуется. Искусство также становится усредненным, безликим, утрачивает индивидуальность, часто превращается в политическую силу (особенно в современном обществе, где есть более доступные средства – телевидение, Интернет).

«Масса сминает непохожее, недюжинное и лучшее. Кто не такой, как все, кто думает не так, как все, рискует стать изгоем. И ясно, что «все» — это отнюдь не все. Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир стал массой» [1, с. 12].

Также как и Шпенглер, автор сравнивает этот период с кризисом поздней Римской империи, с периодом цезаризма, когда был исчерпан прежний способ мышления, наступил кризис системы верований. Такой же этап переживает и европейская цивилизация.

Причины такого положения дел Ортега-и-Гассет видит в общем повышении уровня жизни, когда большинству людей (как минимум, в Европе) не приходится бороться за собственное существование, они ведут относительно благополучный образ жизни; а также в том, что массы вышли из повиновения, не подчиняются никакому меньшинству, не следуют за ним и не только не считаются с ним, но и вытесняют его и сами его замещают. Если раньше существовало действительно демократия, когда правило просвещенное меньшинство, то сейчас осуществляется власть толпы. Это «больная демократия», существеннейшими чертами которой являются нивелирование различий и качеств между людьми, технизация и автоматизация отношений между людьми в ущерб человеческой экзистенции [4].

Другая причина такого положения дел – это забвение прошлого. Если обычно люди считали «что раньше было лучше», что «золотой век» уже прошел, то современным людям присуще чувство превосходства, которое лишает уважения к былому. У людей больше нет эталонов и примеров в прошлом, традиционные связи оборваны, в связи с чем человек чувствует себя одиноким.

Ханна Арендт называла этот процесс атомизацией общества, которая характеризуется распадом социальных связей и отношений. Атомизированное общество представляет собой совокупность изолированных индивидов, социальные связи и контакты которых имеют преимущественно безличный, рациональный характер [3]. Это приводит к установлению принципов индивидуализма и независимости, которыми характеризуется современный человек.

Также Ортега-и-Гассет причиной называет «планетарность» жизни, то есть глобализацию. Мир «вырос», всего стало больше и все стало доступно, возможности современного покупателя почти безграничны. Человек стал более развит телесно (чему способствует культ спорта), активно развивается наука, которая зачастую служит потребностям экономики; все это приводит к тому, что у современных людей есть некоторое чувство собственного превосходства относительно прошлых эпох. Ортега-и-Гассет пишет: «мы живем в эпоху, которая чувствует себя способной достичь чего угодно, но не знает, чего именно. Она владеет всем, но только не собой. Она заблудилась в собственном изобилии» [1, с. 40].

Глобализация тесно связано со стандартизацией. Автор отмечает: «Мы живем в эпоху уравнивания — уравниваются богатства, уравнивается культура, уравнивается слабый и сильный пол» [1, с. 21], что становится еще больше актуальным спустя почти сто лет, в наше время.

Ортега-и-Гассет не утверждает, что всеобщее образование (как и другие достижения) – это плохо, нет. Образование необходимо, но также необходимо объяснить, как и для чего им нужно пользоваться: «В массу вдохнули силу и спесь современного прогресса, но забыли о духе» [1, с. 48]. Человек знает, как пользоваться плодами прогресса, но не знает историю и цену этого прогресса, и не задумывается о его возможных последствиях. Современный мир не налагает на человека никаких ограничений или ответственности, а наоборот поощряет расширение его аппетита. И тем более он не занимается самоограничением, а наслаждается свободой и ни с кем не считается, помимо себя. В противоположность «избранным» людям, человек массы от себя ничего не требует, но при этом везде пытается утвердить и навязать себя и свои взгляды. В то время как удел избранных – служение. Жизнь тяготит их, если не служит чему-то высшему. Поэтому служение для них не гнет. И когда его нет, они томятся и находят новые высоты, еще недоступней и строже, чтобы ввериться им. Жизнь как испытание — это благородная жизнь. Благородство определяется требовательностью и долгом, а не правами [1, с. 62].

Ортега не говорит о том, что влияние избранного меньшинства на общественную жизнь означает овладение ими политической властью. Наоборот, элита никогда не может завоевать эту власть, если она находится в меньшинстве, она не может подчинить своему влиянию большинство. Когда ее идеи овладевают умами большинства граждан, эта старая элита самоотрицается, и в обществе формируется новое избранное меньшинство, которое ставит и выдвигает более высокие цели и задачи. Когда же меньшинство все же приходит к власти и начинает управлять государством, то это становится трагедией для общества, поскольку меньшинство силой навязывает свои идеи большинству [4].

Но при этом современная элита предпочитает жить ради себя, теряет свои образцовые качества, лишается влияния на массы. Как последствие такого положения дел автор отмечает политическую нестабильность. Массы, которые захватили власть, свели на нет возможность оппозиции, они всевластны, но при этом они живут одним днем, так как они не знают, куда идут.

Породил все это, по мнению автора, XIX век, который характеризуется появлением (или окончательным формированием) либеральной демократии, экспериментальной науки и промышленности (техники). Люди были наделены масштабными средствами для утоления их все возрастающих потребностей: материальными, медицинскими, правовыми, техническими. Но отмечается, что и современная наука, одна из передовых областей, также переживает кризис, потому что ученые становятся очень узкими специалистами, которые могут выполнять механическую задачу, не задумываясь об общей картине их дела (становятся «сведущими невеждами»), а большая наука зачастую подчинена государственным или экономическим интересам.

Произошло же это в силу того, что с утверждением в обществе культа рационализма прежние формы культуры перестали соответствовать новому уровню человеческих взаимоотношений, а новых, отвечающих духу времени, рационализм не создал.

Ортега-и-Гассет называет две основные черты массового человека: беспрепятственный рост жизненных запросов и, следовательно, безудержная экспансия собственной натуры и — второе — врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь. Обе черты рисуют весьма знакомый душевный склад — избалованного ребенка [1, с. 56]. Его заботит только собственное благополучие, но не его истоки.

При этом массовый человек не глуп, но ощущение собственных возможностей порождает необоснованную уверенность в собственной осведомленности и правоте, что порождает невежество, самодовольство и герметизм. Современный человек думает, что он все знает, у него обо всем есть мнение, поэтому он разучился слушать и идти на компромисс. Все это ведет к разрушению культуры, так как ее не может существовать без уважения к оппоненту, к другим взглядам, без каких-либо устоев. Осознание собственной правоты приводит к тому, что масса в основном действует прямым путем – через насилие.

Таким образом, масса «восстала», потому что ее предназначение в том, чтобы следовать за избранным меньшинством, но сейчас она находится у власти, идет «против своей природы». А учитывая непоколебимость массы, неприятие альтернативного мнения и присваивание властных полномочий, появляется опасность огосударствления жизни общества, тотального вмешательства и контроля социальной жизни. Разрастание такого «массового» общества привело к появлению тоталитарных режимов XX века.

Человек, который не привык к самосовершенствованию, к самоограничению забывает, что ему для развития нужны не только возможности, но еще трудности и препятствия, в этом заключается одна из главных проблем современного общества.

Пути решения этих проблем Ортега-и-Гассет предлагает в общих чертах. Он считает, что европейские государства достигли своего апогея в развитии в границах собственных национальных государств, что у европейских наций общего намного больше, чем отличий, что есть общие европейские ценности, на базе которых через объединение необходимо преодолеть этот кризис. Это объединение должно произойти наряду с духовным обновлением. А элита должна осознать свою ответственность перед массами, стать направляющей и руководящей силой.

Несмотря на то, что эти размышления были опубликованы почти столетие назад, они не перестают быть актуальными. Хотя современное человечество стало чаще задумываться о последствиях своих действий, это происходит одновременно с развитием процесса глобализации, стандартизации, уравнивания, с возрастающей властью и произволом масс во всех областях, особенно в связи с распространением социальных сетей, где порицается какое-либо альтернативное мнение. Кризисные черты общества, которые описывал Ортега-и-Гассет, сохраняются и по сей день. Чтобы что-то изменить, нужно сначала их осознать.

Дата публикации 30.06.2023

Список источников

1. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. АСТ, 2016, 256 с.
2. Руткевич А. М. Философия истории Х. Ортеги-и-Гассета // История философии, 2016. Т. 21. № 2. С. 119-131.
3. Соколова Я. С. Феномен восстания масс и его социально-антропологические последствия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016, № 5-3. С. 33-36.
4. Титов В. Ф. Футурологические идеи Хосе Ортеги-и-Гассета // Философия и общество, 1998, № 5. С. 201-219.
5. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993. Т. 1. 667 с.

Войти в личный кабинет