Новая антропология трансгуманизма: истоки и перспективы
Очерк посвящен освещению идеи трансгуманизма в контексте инспирируемой ей новой антропологии субъекта. Автор показывает содержательное наполнение этой идей в контексте ее возникновения, развития, перспектив дальнейшей реализации. Ставится вопрос о том, является ли это только проектом или же естественным ходом исторического процесса человечества.
Трансгуманизм, как идейное направление, сегодня привлекает внимание очень многих специалистов. Если присмотреться к нему более внимательно, то можно увидеть, что речь идет об одной из древнейших идей в философии – улучшении человеческой природы и вечности существования. Истоки и основа трансгуманизма лежат в гуманизме.
Гуманизм, как мировоззрение, пришел к широкой публике из герменевтических и раввинистических кругов зари Ренессанса в толкованиях неоплатонических рецепций Михаила Пселла, текстах Марсилио Фичино, в тезисах христианского каббалиста «О достоинстве…» Джованни Пико Делла Мирандолы, в открытом миру Моше Леонском и переводах сакрального Рашби «Сефер Зогар». Все это происходило на фоне упадка влияния в Европе католической доктрины.
Именно гуманизм сменил Христианский средневековый теоцентризм, подкрепив процессы секуляризации и открыв проект модерна, на мелких осколках которого пока еще мы продолжаем существовать. Гуманизм изначально находился в онтологическом и аксиологическом противостоянии к христианству.
Приземлив человеческое к земному, гуманизм оттеснил небесное, оттеснил настолько, что «Царствие Божие» почти перестало просматриваться. Посадив человека на место Всевышнего, он (гуманизм) все же оставил топос для собственно человеческого, хотя и легитимизировал его падшее состояние. «Достоинство Человека» Эпохи Возрождения оставило нам в наследство «Права Человека» и уважение к Нему как к таковому, уважение в полном смысле с «большой буквы». Похоже сейчас для многих Антропос-Homo и его права стали слишком тесны, перестали быть уютными и удовлетворять. Захотелось большего – сверх (транс) и не в грядущем Царствии Небесном, а здесь и сейчас – на Земле. Однако именно в силу приоритетов земного существования над небесным, зацикливания на искаженной падшей природе, трансгуманизм является естественным наследником гуманизма и его саморазрушением.
Интересно, что слово «транс» происходит от более раннего значения «ошеломленного, полубессознательного или бесчувственного состояния или состояния страха» – старофранцузского transe, ассоциируется с опытом мистиков, магией и гипнозом. «Транс» – сейчас чаще всего переводят как выходящий за пределы.
Считается, что термин «трансгуманизм» ввел в обращение Джулиан Хаксли в 50-е годы XX века, подразумевая под ним преодоление границ человеческого и улучшение/расширение его природы с помощью науки, технологий и прогресса. Однако заметим, что еще в 1927 году в книге «Религия без апокалипсиса» Дж. Хаксли уже употреблял этот термин.
Мальтус XX века сэр Джулиан Хаксли, эволюционист, первый генеральный директор ЮНЕСКО, основатель Всемирного фонда дикой природы (WWF), член Британского общества Евгеники и сторонник идеи сокращения населения. Он, в свою очередь, был братом Олдоса Хаксли – того самого, который является автором знаменитых антиутопий: «О дивный новый мир» и «Возвращение в дивный новый мир». Примечательно также, что оба брата внуки социал-дарвиниста, антисоциалиста, члена Тайного совета Великобритании, («бульдога Дарвина») Томаса Генри Гексли. Именно не как «Хаксли», а как «Гексли» мы знаем его по школьным учебникам биологии.
Помимо идеи распространения теории эволюции на человека и социум (труд «Борьба за существование в человеческом обществе»), Т. Гаксли известен как автор термина «агностицизм», популяризатор идеи научно-технического прогресса, религиозный скептик, критик креационизма, автор теории самозарождения жизни на основе веществ. Известен он и скандальным анализом чуда Воскресения Спасителя. Внуком Т. Гаксли был и Эндрю Хаксли, известный физиолог и Нобелевский лауреат.
Что говорить, семейство яркое, примечательное и знаменитое. Налицо очевидная идейная преемственность, все как один знаменитые ученые по мировоззрению материалисты и дарвинисты.
Итак, по Джулиану Хаксли, человек должен себя превзойти и выйти за рамки своих возможностей. Причем это не просто ницшеанский лозунг, но вполне теоретически и методологически обоснованный, с четким целеполаганием и образом будущего. Научно-техническое знание и прогресс дает человеку новое предназначение. «Я верю в трансгуманизм <…> однажды наберется достаточно людей, которые действительно смогут сказать это, тогда человеческий вид будет на пороге нового состояния бытия, отличающегося от нашего так же, как наше – от пекинского человека (синантропа – примечание автора) <…> Это, наконец, и будет осознанным выполнением нашей настоящей судьбы» [1].
В Transhumanist FAQ (2003) можно видеть расширенное определение трансгуманизма: это интеллектуальное и культурное движение, которое подтверждает возможность и целесообразность фундаментального улучшения условий жизни человека с помощью прикладных технологий, в особенности с помощью разработки и обеспечения широкой доступности технологий для устранения старения и значительного улучшения интеллектуальных, физических и психологических возможностей человека [2].
В завершающей и оформившейся стадии проекта трансгуманизма – это целостная, натуралистическая и единая научная, социальная, политическая концепция, которая должна стать единственно возможной, безальтернативной идеологией и мировоззрением всего человечества.
Уже в текущее время все яснее прорисовывается переход из философской футурологии в сферу конкретной социально-политической реальности, в антиутопический проект с мягкой диктатурой и последующим, все более жестким ущемлением и даже лишением прав для подавляющей части человечества.
В масс-медиа уже вовсю используется понятие «транс» как некое – переходное к «постчеловеку», и далее к новой культуре и новой цивилизации. Transhuman введен футуристом Ферейдуном М. Эсфендиари (псевдоним FM-2030). В работе «Are You a Transhuman?», называя транслюдей «первым проявлением новых эволюционных существ», FM-2030 перечисляет такие признаки трансчеловечности, как улучшение тела имплантатами, бесполость и искусственное размножение [3].
Постчеловек – это уже радикально новый вид homo, vita, spiritus. Речь идет о зрелом постгуманизме – с установкой не просто улучшить человека, но радикально изменить его природу. Постлюди – уже полностью биологически искусственные создания, сгенерированные с помощью искусственного интеллекта и составляющие с ним единое целое. Видится перспектива о характере технологических трансформаций настолько грандиозной, что эти изменения просто не находят себе места в сознании современного обывателя. Есть мнения, что сама материя приобретёт новые качества и преобразится. Энтузиасты трансгуманизма говорят ни много, ни мало о преображении Вселенной и даже о технологическом воскресении умерших. Примечательно, что это аллюзии на библейские обетования, только вот с приставкой «квази», связанные с приходом Мессии.
На данный момент трансгуманизм позиционирует себя как новая антропология и претендует стать ведущим концептом современных политических процессов, новой глобальной идеологий. Он предлагает особый аксиологический и антропологический дискурс, считает возможным определять вектор цивилизационной направленности предназначения человека.
Парадигмальной является «идея прогресса» и эволюции человека, которая видится не законченной, а открытой дальнейшим изменениям. Трансгуманизм подразумевает новый биологический статус, новую культурно-цивилизационную антропологическую парадигму. Без технологий дальнейший прогресс естественной человеческой природы невозможен.
Ключевые направления, декларируемые в трансгуманизме
Человеческие возможности не исчерпаны, их усиление возможно через создание более совершенной модели человека с минимумом изъянов: физических, психических, духовных. Предполагается следящей перспективный перечень возможностей к росту и трансформации.
Биохакинг – улучшение функционирования организма. В это понятие входят: генная инженерия, использование эмбриональных клеток, крионика, трансплантация; высокотехнологическое и биологическое протезирование утраченных органов; активное использование психостимуляторов и других психоактивных веществ; неограниченное долголетие, замедление и ликвидация старения, сверхздоровье. Термин предполагает свободную модификацию тела до совершенного состояния. Оно не будет болеть, останется вечно молодым и энергичным. Подразумевается значительное усиление всех физических возможностей.
Постгендеризм – это конвергенция половой идентичности в нечто среднее между мужчиной и женщиной, свободный выбор гендера. Речь идет о ликвидации традиционных представлений и понятий о поле. Вместе с деконструкцией пола подразумевается декомпозиция связанных с полом культурных традиций, а также социальных ролей и личностной природной идентификации субъекта. Тем самым открывается возможность раскрытия инновационной природы постчеловека и его цивилизационные перспективы. На начальных этапах внедрения подразумевается легитимизация, по преимуществу в приобретенных формах, транс- и гомо- идентичности, использование концепции толерантности. Подразумевается широкая пропаганда гомосексуализма в медийных сферах, культуре, искусстве и моде и вывод его из перечня психиатрических аберраций и психологических расстройств.
Нанотехнологии и наноиндустрия. Разработка нанороботов и наноиндустрии для «ремонта» и замены органов человеческого организма. Умная пыль (smart dust) может быть самоорганизующейся сетью нанороботов с различной утилитарной направленностью и целями в антропологической среде обитания.
Внедрение и развитие крионики. Замораживание до лучших времен. Надежда на «воскресение». Создание индустрии крионики и крионохранилищ.
Психостимуляция. Многократное усиление когнитивных функций до состояния сверхсознания. Постчеловек будет умнее, чем любой гений, память будет колоссальной. Разум достигнет всеведения и всемогущества.
Симбиоз и интеграция человеческого мозга и тела с компьютером, с сетью и искусственным интеллектом (посредством сканирования синоптических структур, передача и трансплантация сознания, как новая и вечная форма существования). Как возможность можно даже отказаться от тела и продолжить существование в киберпространстве, загрузив в сеть (небиологический носитель) свое сознание. Либо оставаясь в сети управлять множеством тел во вне.
Нивелировка страдания. Улучшение эмоционального фона, очищение от депрессий и раздражительности. Эстетические переживания станут несравненно глубже, что откроет новые перспективы для творчества. Реальность будет восприниматься ясно и без иллюзий.
Радикальное улучшение качества жизни и комфортной среды. Счастье и благоденствие в супертехнологичной умной среде нанотехнологий и интернет вещей на фоне приемов специальных препаратов.
Разработка и внедрение квантовых компьютеров, обеспечивающих тотальное управление и надзор.
Идеологическое сопровождение. Содействие трансгуманистическим и иммортализтическим инновациям в науке и технике. Привлечение специалистов и перспективных ученых различных направлений с целью реализации проекта «улучшения природы человека». Внедрение «новой биоэтики». Поскольку внедрение биотехнологических идей и улучшение качества жизни не всегда сопряжены с нравственным аспектом, необходимо устранение барьеров (в том числе и «устаревших» моральных и нравственных), мешающих внедрению манящих человека инноваций. Подразумевается разработка психотехник для популяризации трансгуманизма вплоть до внушения массам идеи того, что альтернативы этому мировоззрению попросту нет и быть не может.
В итоге проекта мир должен управляться искусственным интеллектом и населяться «генетически отредактированными и улучшенными» людьми.
Все вышеперечисленное отнюдь не является только идейной абстракцией и проектом. Эти события разворачиваются прямо сейчас. Кто-то называет их четвертой промышленной революцией. Повальная компьютеризация и распространение интернета стало ее предпосылкой. Действительно «Всемирная паутина» изменила нашу жизнь, но не привела к прорыву в промышленности. Клаус Шваб говорит по этому поводу следующее: «Четвёртая насильственная (forced) производственная революция отличается тем, что она не меняет то, что вы делаете. Она меняет вас. Если вы, например, применяете что-то, что меняет ваш геном, то вы являетесь модифицированным. И, конечно, это оказывает влияние на вашу идентичность» [4].
Однако пока все в процессе. Скорее уже в процессе.
Итоговая эмерджентость трансгуманизма выражается ввеликой конвергенции и сингулярности, которую прогнозируют в самом ближайшем будущем. Этослияние нано когнитивных, биологических и информационных технологий, которые направлены, как уже говорилось, не столько на изменения окружающей человека реальности, сколько на саму природу человека. Это взрыв, слияние, освобождение, где функции резко меняют свое поведение. Сингулярность происходит, когда научно-технические процессы становятся в принципе неуправляемыми и необратимыми, что ведет в свою очередь к радикальным изменениям в человеческой цивилизации. Ожидается, что уже в 40-е года текущего века искусственный интеллект превзойдёт своими возможностями человечество и человеческий разум, и, в синтетическом соединении с ним, даст эффект «безудержной реакции» циклов самосовершенствования. Станислав Улам говорит о том, что «новое поколение искусственного интеллекта будет появляться всё быстрее, порождая своего рода «интеллектуальный взрыв» и создав в итоге суперинтеллект, превосходящий суммарный интеллект человечества, это приведет к значительной трансформации образа жизни и создаст некоторую существенную необычность в истории человечества, после которой человеческое бытие в известном нам виде не сможет продолжаться» [5].
Таким образом научно-технический прогресс создает условия для изменения среды существования людей и средств воздействия на человека. Технологическая сингулярность напрямую отзывается в сфере антропологии. Предполагается, что постлюди со сверхсознанием, встроенным в паутину и искусственный интеллект, кардинально изменятся по отношению к обычным. Ник Бостром пишет по этому поводу следующее: «Люди, даже не способны представить себе, что значит быть постчеловеком. Их дела и стремления могут оказаться недоступными нашему пониманию, так же как обезьяне не понять сложности человеческой жизни» [3].
Итак, на данный момент трансгуманизм достаточно широк в своих философских перспективах и вместе с тем узок и понятен в основных своих идеях. Это не просто направление в философии – это международное движение, общемировой тренд. Оно рисует образ будущего, привлекающий общественный интерес к этому мировоззрению.
Идеология трансгуманизма запустила ряд теоретических дискуссий. Что это – фантазия, научный проект, прогноз или естественный ход истории?
То, что человечество, культура и цивилизация меняются и в своем роде эволюционируют, факт очевидный. Однако речь идет не просто о развитии и смене формации, фазы, этапа и тому подобного, а об изменении сущностной натуры человека, об изменении человека и преодолении «человеческого».
Как читателю представляется перспектива быть бесполым, энергичным, практически вечным и безудержно радующимся существом, при этом не совсем автономным, сросшимся с интернет-паутиной и искусственным интеллектом? Не правда ли, в этом есть некоторая жутковатость. Останется ли в будущем человек человеком? К чему ведет технологическая сингулярность – к прорывной гениальности или же напротив к когнитивной атрофии и цифровому слабоумию? Что же несет нам это новое веяние – благо или катастрофу? Допустимо ли это вообще? Возможно, речь идет о вмешательстве в Божественный замысел. Может быть, создаётся другая (расчеловеченная) сущность – химера и запускаются процессы с непредсказуемыми и возможно крайне разрушительными последствиями. Или же мы с вами слишком консервативны? Россия, как страна, позиционирующая традиционные ценности может предложить миру альтернативу надвигающемуся трансгуманизму. Очевидно, что антропология стала сферой не просто философского дискурса, но областью уже мировозренческого и политического противостояния и борьбы.
Следующая статья будет посвящена научному и теологическому критическому анализу идей и мировоззрения трансгуманизма.
Список источников
1. Хаксли Дж. Новые бутылки для нового вина /Джулиан Хаксли. Лондон: Chatto & Windus, 1957. – С. 13-17.
2. Transhumanist FAQ – Humanity+ URL: http://humanityplus.org/philosophy/ transhumanist-faq/#answer_19
3. Бостром Н. и др . FAQ по трансгуманизму. Версия от 13 августа 1999.
4. Шваб К.. Четвертая промышленная революция. The fourth industrial revolution. – М. : Эксмо, 2018. – 285 с.
5. Ulam Stanislaw. Tribute to John von Neumann (неопр.). — Bulletin of the American Mathematical Society, 1958. — May (т. 64, #3, part 2). — С. 5.