Основы китайской цивилизации

Часть 3: Буддизм

Данная часть статьи посвящена третьему (после конфуцианства и даосизма) учению, легшему в основу китайской цивилизации – буддизму. Изложены ключевые идеи буддизма, выявлены особенности его китайского варианта.

Ключевые слова: благородные истины, буддизм, ламаизм, нирвана, сансара, чань.

Введение

Буддизм – самая древняя мировая религия, возникшая в V в. до н.э. Основатель – индийский аскет Сиддхартха Гаутама, он же Шакьямуни («мудрец из царства Шакья»), ставший Буддой («просветленным», «пробужденным»).

В настоящее время буддизм является преобладающей религией на Цейлоне, в Бирме, Таиланде, а также в Монголии, Вьетнаме, Камбодже и Тибете. Сохраняет существенное влияние в Китае, Корее, Японии. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы [3].

В Китай буддизм пришел во II веке н. э., то есть у же на седьмом веку своего существования. Широкое распространение здесь получил только в V в., став при этом в некоторых царствах официальной религией. Внедряясь в китайскую культуру, буддизм испытывал на себе большое влияние даосизма, особенно при переводах (для передачи смысла буддийского учения часто использовались даосские термины). Поэтому сложившаяся на китайской почве в VI – VII веках такая разновидность буддизма, как «чань», может быть рассмотрена как творческий результат диалога культур.

Первоначально буддизм воспринимался в Китае даже как одна из форм даосизма, а именно – как элитарное учение, предназначенное для избранных, в отличие от собственно даосизма как религии широких народных масс.

Оба учения выполняли близкие социальные функции (обеспечение погребальных церемоний, поминовение душ усопших, заупокойные молебны), выдвигали сходные идеалы (освобождение от материального мира уже в этой жизни через просветление в буддизме и единение с космосом в даосизме), оба использовали психотехнику для достижения измененных состояний сознания, а также практиковали магию [2]. Обе религии были политеистическими. Со временем пантеон даосских и буддийских божеств стал вообще трудноразличимым.

Буддийское учение в Китае вобрало в себя некоторые элементы не только даосизма, но и конфуцианства: например, принцип «сяо» (сыновьей почтительности). Был и обратный процесс: ряд буддийских персонажей стал китайскими героями: к примеру, бодхисатва Аволокитешвара стал отождествляться с бодхисатвой Гуаньинь [2, с. 23-24].

В данной статье будут рассмотрены: 1) основы учения Будды; 2) формы, которые принял буддизм по мере своего распространения в мире; 3) особенности двух китайских вариантов буддизма: школы «чань» и ламаизма.

Основы буддизма

Буддизм возник как одна из сект брахманизма – жреческой религии Древней Индии, основанной на ведических писаниях (Веды – самые древние книги, известные сегодня человечеству). Однако он отрицал действенность брахманского ритуала и ряд мировоззренческих положений Вед.

Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (563–483 гг. до н. э.) был наследным принцем царства Шакья. Однако, согласно легенде, уже в молодом возрасте он ушел из дворца и занялся аскетической практикой для того, чтобы найти путь к избавлению людей от страданий.

Веды учили тому, что такое освобождение (мокша) возможно только через ряд перерождений (сансара), совершающихся по закону «кармы». Однако итогом духовных исканий Сиддхартхы Гаутамы стало открытие пути к освобождению от страданий уже здесь и теперь – в этой жизни. После нескольких лет аскезы, завершившимся 40-дневной медитацией, он достиг просветления – стал «буддой».

Основой учения Будды являются четыре «благородные истины», изложенные уже в его первой проповеди. Суть этих истин состоит в следующем:

– жизнь есть страдание (дукха);

– причина страданий – желания (тршна): жажда жизни, жажда смерти, жажда удовольствий;

– чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний (жажды);

– чтобы избавиться от желаний надо следовать путём Будды.

Путь Будды – это путь совершенствования своей человеческой природы, вплоть до её преодоления и раскрытия в себе абсолютного, божественного начала. Достижение этого происходит в нирване.

Нирвана (дословно – угасание, затухание) – это чистое, безобъектное состояние сознания, полное преодоление страдания. Нирвана достигается путем длительных усилий, но может быть достигнута уже в этой жизни, причем представителем любой касты, она есть выход «по ту сторону» жизни и смерти, обретение бытия [5; 6].

Формы буддизма

Достижение нирваны предполагает прохождение так называемого «восьмеричного пути», который требует уединения, ухода из мирской жизни. Это мог позволить себе далеко не каждый человек.

Поэтому по мере своего распространения и превращения в массовую религию, буддизм принял разные формы:

– ваджраяна (алмазная колесница);

– хинаяна (малая колесница);

– махаяна (большая колесница).

Первые две формы являются элитарными формами буддизма и предполагают уход в монастырь, преобразование своей человеческой природы в божественную. Они требуют весьма сложных духовно-мистических (ваджраяна) или интеллектуальных (хинаяна) практик. В отличие от них, махаяна – самая массовая и самая простая форма, которая допускает приобщение к буддизму в виде простого соблюдения обрядов и ритуалов [3; 5].

Именно в форме махаяны буддизм стал мировой религией. Но сначала он стал государственной религией в самой Индии. Это случилось в III веке до н. э. при царе Ашоке из династии Маурьев, которая объединила почти всю Индию в огромную империю. В последующем, буддизм оставался одной из наиболее распространенных и почитаемых традиций в индийском обществе. Однако примерно в середине I тысячелетия н. э. начинается спад, приведший к почти полному исчезновению буддизма в стране к XII веку. Главная причина этого – нарушение буддизмом принципа кастового деления общества, который оставался незыблемым в Индии вплоть до XX века. Однако буддизм легко вошел в цивилизации, где не было каст.

Цивилизационная миссия буддизма

Вытесненный из Индии буддизм распространился по сопредельным странам и регионам, расширив свое влияние на огромные территории, в частности, приняв формы чань-буддизма и ламаизма в Китае и и дзэн-буддизма в Японии. «Благодаря буддизму складывается единое цивилизованное пространство, объединяющее разные народы и территории общими культурными и религиозными парадигмами. Буддийские тексты и проповедники свободно циркулируют по всему этому пространству, а вместе с ними достижения Индии в области медицины, фармакологии, физиологии, архитектуры, ваяния, живописи, грамматики и т.д.» [3].

Что позволило буддизму с достаточной легкостью распространиться по миру? Особенность буддизма как религиозного учения состоит в том, что оно не сформулировано в едином и универсальном виде.Это его принципиальное свойство, и оно было продекларировано уже его основателем. Буддизм – это «всегда послание конкретному человеку в конкретной ситуации» [3]. Данная особенность сделала буддизм религией, принимающей, в зависимости от того, в какую среду он попадает, самые разнообразные формы.

Можно сказать, что китайский буддизм говорит с китайцами на языке китайской культуры и китайской системы ценностей. Эта способность «мимикрировать» в окружающем культурном ландшафте нередко была объектом критики. Буддизм упрекали в чрезмерной гибкости, граничащей с беспринципностью, в склонности к компромиссам и даже в некой двуличности – одно говорится для избранных, другое – для толпы. Однако во всех своих формах буддизм всегда сохранял ядро своего учения, институты и практики, созданные Буддой Шакьямуни.

Чань-буддизм

В настоящее время направление «чань» является самым влиятельным направлением китайского буддизма, оказывающим влияние на другие буддийские школы в Китае. Считается, что первый патриарх Чань-школы Бодхидхарма, прибыв в Китай в 520 н. э., стал практиковать особую форму медитации, которая достигалась в процессе «сидячего созерцания стены». «Вхождение в практику» предполагало следованию следующим правилам: все причинно обусловлено, поэтому необходимо равно относиться как к счастью, так и к несчастью; не испытывать ненависти, освободиться от страстей и стремлений, во всем следовать учению Будды.

После пятого патриарха, Хунжэня (606–671), в чань-буддизме произошел раскол. В отличие от «северного направления», «южная школа» обосновывала невозможность «постепенного приближения к просветлению», исходя из концепции «единого сознания», которое может пробудиться только внезапно. Аналогично о пути постижения дао утверждается и в даосизме: мы видим явное влияние даосизма на китайский буддизм.

Расцвет Чань-школы пришелся на 9–10 века. С 6 в. учение стало распространяться во Вьетнаме, в 9 веке – в Корее, с 12 века – в Японии («дзэн»). Таким образом, учение Чань-школы оказало значительное влияние на весь дальневосточный регион, во многом определило характерные черты дальневосточных цивилизаций [1].

Ламаизм – тибетский буддизм

Этот термин не используется самими буддистами, однако он прочно вошел в оборот европейского религиоведения, поскольку фиксирует основную характеристику обозначаемой им системы взглядов – поклонение Ламе, Учителю как самому Будде.

Ламаизм формируется в Тибете в результате синтеза индийской ваджраяны (самой элитарной школы буддизма) и традиционных тибетских учений.

Первая волна буддизма приходит из Индии в Тибет в 7 в. и сталкивается здесь с местными шаманистскими культами и с древней жреческой религией «бон» («призывать», «заклинать»). Религия бон была основана жрецом Шенрабом, который был выходцем из Ирана, потому принесенная им в Тибет религия тесно связана с зороастризмом и манихейством.

Бонские божества и духи со временем были включены в буддийский пантеон в качестве защитников веры. В ламаизм вошли и многие положения религии бон. В частности, поклонение ламе явно связано с бонским отождествлением жреца и бога.

Тибетский буддизм приходит в Монголию в 16 в. и в 17 в. – в Бурятию и Калмыкию, в 18 в. – в Туву. В 1747 по указу императрицы Елизаветы буддизм был признан религией, существующей в Российской империи. Это был как раз ламаизм, до сего дня существующий на территории России, Монголии и Тибета [4].

Основы ламаизма изложены в «Тибетской книге мертвых». Теоретическим основанием является учение о «четырех телах Будды», которые образуют глубинную структуру как космической реальности, так и человека. Энергии мира и человека являются причинами как сансары, так и нирваны. Просветление лежит на путях установления полного контроля над энергиями, актуализации всех внутренних энергий человека и их синхронизации с энергиями мира.

В ламаизме также развивается учение о цикличности времени и о способах управления временем вплоть до полной его остановки. Эсхатология ламаизма (учение о конце света) говорит о легендарной стране будущего – Шамбале. Шамбала также рассматривается в ламаизме еще и как высшая внутренняя реальность поэтому Шамбалу следует искать и внутри самого себя.

Как любое элитарное учение, ламаизм допускает возможность приобщения к своей религии только через специальные ступени посвящения.

Выводы

Итак, буддийское учение ориентирует человека на практику самосовершенствования. Цель этой практики – освобождение человека от «круга перерождений» и связанного с ним страдания. Эта цель достигается через «просветление» – длительный путь раскрытия в человеке божественного начала.

В конфуцианстве и даосизме отсутствуют представления о сансаре, нирване и карме. Однако учение буддизма получило резонанс в китайской культуре за счет того, что и учение Конфуция, и учение Лао-цзы тоже призывало человека к самосовершенствованию. В конфуцианстве это был путь нравственного развития и единения с обществом, в даосизме – путь гармонизации индивидуальной жизни с природой. Буддийский идеал «просветленного» оказался особенно близок даосскому идеалу совершенномудрого.

Во всех трех учениях существует почитание и даже культ людей, которые уже достигли своего вершинного состояния: просветления (буддизм) или гармонии (даосизм), нравственного благородства (конфуцианство).

Все три учения возникли исходно как философские системы, превратившиеся со временем в религии.

Заключение

Различия и сходство конфуцианства, буддизма и даосизма можно резюмировать следующим образом:

1. Конфуцианство является главным образом государственной и политическойосновой организации китайского общества, а даосизм и буддизм – философско-религиозной.

2. Конфуцианство призывает к социальной активности, развитию образования и цивилизации, даосизм все это считает ненужным или опасным.

3. Важную роль в конфуцианстве играет семья. Образцовая семья мыслится залогом идеального государства. Даосизм и буддизм сосредотачиваются не на социальном, а на индивидуальном бытии человека.

4. Конфуцианство обращается к человеку как к культурному существу, имеющему разум, даосизм – как к существу природы, подвластному эмоциям и инстинктам.

Совместное сосуществование в Поднебесной таких разных философско-религиозных направлений, как конфуцианство, даосизм и буддизм, тем не менее, не вызывало религиозных распрей между ними. Герои и боги даосских и буддийских мифов объединились с персонажами конфуцианского культа. Также результатом их взаимного сосуществования стало появление особого, китаизированного, варианта буддизма.

Дата публикации 12.03.2024

1. Лепехов С.Ю. Чань школа // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М. : Мысль, 2010. [Электронный ресурс] // ИФ РАН. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0124a0572ba14504cfc56924 (дата обращения 20.01.2024).
2. Лин П. Сходства и различия конфуцианства, даосизма и буддизма // Вестник Бурятского государственного университета. Серия. Философия. 2015. Вып. 14А С. 22-26.
3. Лысенко В.Г. Буддизм [Электронный ресурс] // ИФ РАН. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01b7effcf88db83f70128fb7 (дата обращения 17.01.2024).
4. Молодцова Е. Н. Ламаизм // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М. : Мысль, 2010. [Электронный ресурс] // ИФ РАН. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01e203028b591ef4c2bae3e1 (дата обращения 17.01.2024).
5. Радхакришнан С. Индийская философия. Индийская философия. Т. 1. М.: Миф, 1993. С.156-217.
6. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М.: ВШ, 1999. С.33-41, 81-92.

Войти в личный кабинет