Старообрядцы и православные (история, обряды, современность)

Город Новозыбков вроде бы обычный провинциальный населенный пункт на западе Брянской области и Российской Федерации. Но по приезду туда, особенно из большого мегаполиса, тотчас по контрасту, третьим чутьем ощущаешь нечто весьма духовное, своеобразное, неповторимое. Что же это? В центре города находятся два больших старообрядческих деревянных храма, гармонично сочетаясь между собой и образуя «визитную карточку» центра Новозыбкова. Самый большой носит название «Спасо-Преображенский», по статусу – это кафедральный собор Русской Древлеправославной церкви. Храм меньше – «Николы Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы», деревянной постройки аж 1782 года. В храмах царит особое убранство и атмосфера, тихий, спокойный дух, который отчетливо ощущается на каком-то очень глубоком интуитивном уровне. Ощущение такое, что пришел не в храм, а в свой старый, из далекого детства, родительский дом.

В храме можно часто видеть традиционно подпоясанных поясом одетых в косоворотки мужчин, немногим реже, наряженных в стародавние кафтаны. Все, как один, стоящие в ряд с окладистыми бородами, которые никому не придет в голову побрить. На службе нет никого в галстуке или с закатанными рукавами, на такого рода одежду наложено табу. Галстуки (иудова удавка) есть напоминание об Иуде Искариоте и его предательстве, а длинный рукав предписание дресс-кода храмовых служб. Так же можно встретить особо набожных и немногословных женщин в мешковатых сарафанах «в пол» и с особенным образом сложенными платками, застегнутыми булавкой на шее под подбородком. И мужчины, и женщины строго стоят со сложенными на груди крестом руками, противоположно друг другу: по левую и правую сторонам храма, не смешиваясь. Священники облачены в головной убор с меховой опушкой. Простые иереи служат без головного убора. Пение не многоголосное светское, а очень неспешное, монодическое, унисонное, знаменное, крюковое, со своеобразным, шагающим распевом и ударением на гласные. Иконы не целуют по произволу, существует устав, где определен порядок и время целования икон. Поддерживается синхронность обрядовых действий – одновременно кланяются, крестятся. Исповедуются староверы долго и подходят к этому таинству очень серьезно. Этот образец богослужений особый – древний, пришедший еще с Кириллом и Мефодием. В нем своя архитектура, красота, эстетика и дух, обустройство церковного интерьера, службы по Иерусалимскому уставу в версии древнерусского типикона «Церковное око». Кафизмы, стихиры и песни канонов исполняются полностью.

Старообрядцы строго хранят церковные традиции и у себя дома, в веками вымеренном семейном укладе. День старовера начинается и заканчивается молитвой. Тщательно выполняются все регламентации, обряды и предписания духовной жизни, соблюдаются все посты.

Еще совсем недавно, до 2000 года город Новозыбков был столицей русского старообрядчества с резиденцией патриарха этой конфессии, сейчас здесь находится их Высшее Духовное училище и до сих пор по всем внутренним ощущениям и царящей ауре хранится «сердце» старого уклада и традиции.

На данный момент епархии старообрядцев существуют не только в России, но и Белоруссии, Украине, Казахстане, Уганде, церкви существуют в Прибалтике в США (более всего в штатах Аляска, Орегон), в Канаде, Южной Америке и Австралии.

В самой России старообрядчество «возвращается в тренд», административный центр переместился из маленького провинциального города в столицу страны, а число приходов растет, причем практически на всей ее территории, их уже более 200. При этом, существуют приходы, которые относятся к РПЦ, но при этом придерживаются древней обрядовости так называемое единоверие. Староверы проживают в 79 регионах страны: Европейская Россия, Север, Урал, Сибирь. Их насчитывается от 400000 до 2 миллионов (в зависимости от принимаемых критериев принадлежности). По национальному составу в подавляющем большинстве староверы русские, не есть и белорусы, украинцы, карелы, финны, удмурты, чуваши и др.

Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ) официально идентифицируется как независимая централизованная религиозная организация, состоящая из старообрядцев-поповцев. На данный момент резиденция Московского митрополита находится на Рогожском кладбище в г. Москва.

Разграничивать понятия староверие и православие, тем более противопоставлять их не совеем правильно и некорректно. Старообрядцы (староверы, древлеправославные) придерживаются традиций христианской православной веры, устоявшихся в России до середины XVII века. Сами староверы называют свою веру Истинное Православие (Правь Славить). И идентифицируют себя как настоящих хранителей ортодоксии и духа вероисповедания народа, принятого от Византии с крещением в Х веке.

Среди верующих не так просто сразу различить старовера и обычного православного, однако различия все же существуют, и они весьма ощутимы. Староверы, потому и староверы, что хранят свои традиции издревле, ещё с момента крещения Руси, они не согласились с никонианскими новшествами и остались существовать в своей собственной культурной и социальной нише. Собственно термин старообрядчество вошёл в употребление только в начале XIX века.

Раскол произошел в XVII веке. Эти события начались с 1653 года, когда патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича провел реформы, направленные на приведение церковной жизни к общему образцу по эталонам Греческих богослужений и практикуемых на тот момент там церковных правил и традиций. Произошла череда обрядовых изменений церковной традиции – «за единый «аз»». Реформа касалась не столько догматов, сколько внешней обрядовой стороны веры. Протестное движение возглавил протопоп Аввакум. Сейчас это звание называется – протоирей. Все, что не соответствовало реформам, официальной церковью объявлялось еретическим. Старообрядцы категорически с этим не соглашались. «Если мы раскольники и еретики, то и все святии отцы наши таковии же» — писал Аввакум царю Алексею Михайловичу. [1]

Большой Московский собор 1666 наложил проклятие на раскольников, признал их веру «хулой». После чего староверы стали мигрировать на восток, уезжать из России, прятаться в глухих лесах. Появились апокалиптические настроения, тенденции замыкаться в себе, в своем кругу, отказ от полноценной жизни в магистральном обществе. Гонения на старообрядческую Церковь привели к тому, что все епископы были истреблены. На теле русского народа раскол и события после него оставили сильнейший духовный шрам, в значительной степени отразились на его единстве и самосознании.

Старообрядчество неоднородно. Существуют поповцы, беспоповцы, последние считают, что истинное священство в наше время невозможно. У беспоповцев руководителем общины является не священник, а «начетчик», опытный верующий со знанием текстов и традиции.

Так же можно отдельно выделить единоверов, которые являются по сути «старообрядными» приходами РПЦ.

В XVIII веке официальная церковь предложила староверам присоединиться, с дозволением служить по старым обрядам. В начале XIX века Синодом учреждено единоверие. В 1929 при патронаже патриарха Сергия, по постановлению патриаршего священного Синода проклятия и гонения на староверов прекратились. В 1971 г., на Поместном Соборе были сняты клятвы и анафемы на дораскольные богослужебные книги и обряды. Видные иерархи от РПЦ даже заявляли о неправоте, однако покаяния все же не произошло. И к настоящему моменту полного примирения так же не произошло, напряжения между церквами сохраняются. Однако чиновники от официальной патриархии РПЦ к староверам относятся «сдержанно-уважительно» и ставят их гораздо выше инославных.

В чем же проблема? РПЦ обвиняли староверов в «закваске фарисейской и ссаддукейской», то есть в излишней приверженности букве, сектантском менталитете и упрямстве. В том, что они отпали от церкви. Старообрядцев называют раскольниками, причем по канону те, кто в расколе – лишены таинств. Без таинств нет сопричастности спасению и церкви. Согласно подобного рода логике у староверов нет апостольской традиции, нет истинного священства. Впрочем, современные прогрессивные деятели РПЦ еретических отклонений у лидеров староверов стараются не видеть. А простой народ относится к староверам весьма уважительно.

Староверы видят в современных православных тех, кто отошел от истинных традиций православия, нарушил предания, тех, чьи иерархи, по сути, экуменисты, общаются с Папой Римским, выстраивают отношения с мусульманами и исламским миром. Многие из староверов считают это кощунством и не едят с «чужими», «рпцшниками» даже из одной посуды. Самоизоляция и обособленность староверов напоминает сектантскую, хотя к настоящему моменту таковых становится все меньше и меньше. При этом желание преодолеть раскол и воссоединится с РПЦ у древлеправославных скорее отсутствует, чем присутствует.

Надо так же отметить, что на Архиерейском соборе в 2000 Русская православная церковь заграницей все же принесла покаяние перед старообрядцами: «Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам Старого Обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви… Простите, братья и сёстры, наши прегрешения, причинённые вам ненавистью…»[2].

Все позитивные межконфессиональные тенденции не привели к восстановлению молитвенного (евхаристического) общения старообрядцев с поместными православными церквями. В силу обрядовых и идеологических различий перспектив к этому пока, к сожалению, не наблюдается.

Отличительные особенности между Древлеправославной церковью и РПЦ

Староверы признают восьмиконечный крест. Вверху над крестом вместо привычной аббревиатуры «Иисус Назарянин Царь Иудейский (IHЦI) пишется «Царь Славы». На теле носят крест без распятия. Крест символизирует собственный крест человека. Крест же с изображением Христа есть икона, и носить «не положено».

В никонианской «книжной справе» внесены коррекции в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием. До реформ звучал «рожденна, а не сотворенна». В результате вместо противопоставления, получилось перечисление. Староверы этого категорически не приемлют, ставя в произвол и нарушение догматики.

На службе существует строгая система поклонов. Земные поклоны -«метание» от греч. «метанойя» покаяние, поясными заменять нельзя. Метания запрещены в 1653 году Никоном: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны» [3].

Крестятся двумя перстами. Два перста есть символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста – Святой Троицы.
Старое русское и древнегреческое крестное знамение староверы считали и считают новогреческим и признавать не захотели.

Аллилуйя, «хвалите Бога», повторяют на молитве дважды (сугубая аллилуйя) и не трижды (трегубая) как православные.

Имя Спасителя староверы пишут с одним «и» – Исус.

Настоящие староверы не курят и почти не употребляют алкоголя (в небольших дозах в церковные праздники), некоторые не пьют даже чая.

При крещении новообращенного обязательно окунают целиком (полным погружением) три раза.

Признают и пользуются исключительно старинными (до XVII века), переводами церковных книг и славянских текстов. Новопереводными церковными текстами не пользуются. У староверов хорошо сохранились элементы средневековой русской образованности.

Староверы имеют иное число просфор на проскомидии, начертание на них печати тоже иное.

Четки у староверов кожаные из 109 ступеней, а не из 33.

Крестные ходы староверы проводят по солнцу (по часовой стрелке). Никон в своих реформах повелел проводить против солнца.

Великопостная служба Пассия у староверов не служится, поскольку имеет католическое происхождение.

***

Каковы же перспективы отношений между православными обеих конфессий? В условиях геополитического переформатирования и русского возрождения продолжают предприниматься усилия по устранению раскола. Продвинутые умы осознают, что крайне необходимо укреплять «духовные скрепы Русского мира», вернуть ту основу, на которой веками стояла Российская государственность. Военные страны обратились к староверам, живущим в лесах за помощью в подготовке по выживанию для специальных подразделений. Древлеправославные выходят из узкого круга своей жизни в широкое пространство русской социальности, все больше участвуя в общественной жизни.

Президент В.В. Путин периодически встречается с митрополитом Русской православной старообрядческой церкви Корнилием, который в свою очередь заявил, что: «Государство заговорило с нами на равных». Относительно того, что именно старообрядцы могут предложить государству, лидер РПСЦ так же весьма красноречиво заметил: «Сохраненные традиции и ценности, которые могут стать государствообразующими. Патриотизм. Несмотря на почти 300 лет гонений, старообрядцы искренне любили свою Родину и всегда были законопослушны. Староверческие семьи многодетны. Их пример может способствовать исправлению демографической ситуации, которая сейчас в России печальна. Трудолюбие и честность. Трудовая этика всегда была присуща старообрядцам. Исторический опыт выживания старообрядцев может сегодня помочь русскому народу на пути возрождения. Этот опыт заключается в самоорганизации, опоре на помощь Божию, взаимопомощь и собственные силы, в отстаивании своего образа жизни и традиций, в благочестивом воспитании детей, в честном труде, в добрососедских взаимоотношениях с окружающим инославным обществом и в участии во всех делах на благо нашей Родины. Пример заботы о процветании России оставили нам предприниматели-староверы, которые, имея немалое состояние, стремились тратить его не для личного удовольствия, а на благо ближних: строительство учебных заведений, больниц, богаделен и храмов, обретая вечное сокровище в небесном Отечестве. Сегодняшним богатым людям неплохо вспомнить девиз династии Морозовых: «Благо Отечества – наше благо»! [4].

Дата публикации 11.06.2023

Список источников

1. Ксенос (Кабанов И.Г.). История и обычаи Ветковской церкви.
2. Михаил Тюренков. Воссоединение Русской Церкви в перспективе Единоверия (http://www.pravaya.ru/faith/12/7309). www.pravaya.ru.
3. Алексей Шепелев, Протопоп Аввакум: сквозь воду, огонь и медные трубы. Литературный журнал для семейного чтения День и ночь, №4 https://litbook.ru/article/2029/
4. Старообрядческий митрополит Корнилий — об объединении с РПЦ. Институт религии и политики. https://irp.news/staroobrjadcheskij-mitropolit-kornilij-ob-obedinenii-s-rpc/

Войти в личный кабинет