Творчество: античность и современность. Часть 1

Статья посвящена одной из главных ценностей современной культуры – творчеству. Рассмотрены особенности его современного понимания через сравнение с античной концепцией творчества. Сопоставлены понятия творчества и креативности.

Введение

В современной культуре творчество – большая ценность, потому что оно есть создание нового [1]. Новое же, согласно нашей вере в прогресс, безусловно предпочтительней старого, прежнего.

Однако всегда ли творчество понимали и ценили так, как мы сегодня? Не утеряли ли мы чего-то важного в его понимании, двигаясь по пути своего цивилизационного развития?

В данной статье мы попытаемся выявить особенности современного понимания творчества (и возможные его изъяны) через сравнение его с исторически первой концепцией творчества – античной.

Ценность творчества и креативности в современной культуре

Творчество в нашей культуре считается высшим видом человеческой деятельности. Истоки этой идеи восходят к христианству, его понимаю человека как образа и подобия Бога. В чем заключается богоподобие человека? На этот вопрос в истории мысли есть разные ответы. Однако, начиная с эпохи Возрождения, оно стало усматриваться в творчестве: Бог – творец, значит, человек тоже. Причем он способен создавать не только культурные ценности, но, в известной мере,  и самого себя. «Человек – творец своей судьбы»  – это вполне христианская мысль в ее возрожденческом варианте.

В постхристанской культуре уже не так много людей верит в свое богоподобие, но идея творчества как призвания человека по-прежнему является действенной и вдохновляющей. Даже атеистическая советская культура возвеличивала человека как «творца новой жизни» и преобразователя мира.

Тот же христианский (в своих истоках) импульс продолжает двигать нас и сегодня. В частности, современная педагогика всеми силами пытается развить в ребенке креативность. О том же (как минимум, на уровне деклараций) заявляет средняя и высшая школа.

Правда,  в конце 2000-х годов министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко обронил фразу, что «главная ошибка советской школы в том, что она растила человека-творца, а задача современной школы в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя». В контексте того места в мире, которое отвели России глобалисты и прочие господа либералы, эта фраза понятна: не создадим, но купим. Однако чтобы купить, нужны деньги. А чтобы этих денег было много, в современных условиях нужно проявить ряд способностей, в том числе креативных.

Создание всевозможных «бизнес-инкубаторов» и  «бизнес-акселераторов» – свидетельство того, что общество заинтересовано в творческих людях, а государство старается всячески стимулировать их деятельность. (Например, в современных вузах есть специальные отделы, призванные  обеспечить поддержку и продвижение инновационных проектов молодых ученых и изобретателей.)

Творчество и креативность

Следует сделать различение понятий «творчество» и «креативность», хотя эти слова являются синонимами («креативность»  – от лат. creatio, а «творчество» восходит к праиндоевр. twerǝ – «держать»).

Современные обществоведы различают два вида креативности: социальную и подуктивную [5,  с.117].

Под творчеством понимается, как правило, только продуктивная креативность: человек создает некий новый и при этом социально востребованный материальный или духовный продукт.

Однако большая часть людей в информационном обществе (в современной России – более 60% всех работающих) занята в непроизводственной сфере – в сфере услуг, которая, как правило, никакого «продукта» не создает. Поэтому слово «креативность» в последнее время стало даже популярно, чем «творчество». В сфере услуг тоже нужна способность действовать нестандартно, с выдумкой – это социальная креативность. В столь популярной концепции самоактуализации А. Маслоу [3] речь идет именно о креативности: не важно – выливается ли она в создание некоего продукта (творчество), либо проявляется только сфере межличностных отношений (социальная креативность: например, в родительстве).

Тем не менее, настроенность на творчество, то есть на продуктивную креативность, и в постиндустриальном обществе остается достаточно высокой. Например, очень востребована тематика типа: «Как написать книгу» или «как нарисовать картину». Никто не хочет выполнять монотонную неинтересную работу, все хотят зарабатывать деньги через некую увлекательную, то есть творческую деятельность. Творчество у наших современников мыслится именно таким – по преимуществу, радостным – процессом. Про творчество как страдание, как труд, как довольно-таки мучительный процесс  говорить не принято.

В чем смысл творчества?

Новое, как уже отмечалось, высоко ценится в нашем социуме, поэтому оно может принести успех.

Однако дело не только в этом. Человек – смертное существо, он обычно помнит об этом, отсюда желание остаться в этом мире и после смерти, запечатлев свое лицо в творении.

В условиях, когда не верят в бессмертие души и мало рожают детей, воплотиться «в пароходы, строчки и в другие долгие дела» (В. Маяковский) особенно актуально. Человек современной культуры почти не думает о вечном, но он все равно хотел бы остаться, запечалиться, реализоваться. Для этого надо стать творцом.

Современная культура: кризис творчества?

Творчество – достаточно элитарная практика, то есть, доступна далеко не всем. Но именно поэтому все хотят к нему приобщиться: в условиях демократии и формального равенства социальные различия и статусность особенно значимы и желанны. Однако не секрет: когда нечто ранее малодоступное становится массовым, оно профанируется – упрощается, вульгаризируется. Не происходит ли это с творчеством в современной культуре?

Также мы знаем, что если в обществе нечто стало проблемой, активно стимулируется, то, вероятнее всего, с этим нечто дела обстоят не слишком благополучно. Ценить по-настоящему что-либо мы начинаем именно тогда, когда есть угроза это потерять, либо мы это уже потеряли. Не так ли обстоит дело и с творчеством?

Освальд Шпенглер в своей знаменитой книге «Закат Европы» [4] писал, что любая культура рано или поздно вступает в фазу цивилизации, аналогично тому, как человек – в возраст старости. Старики, как правило, уже не создают ничего нового. Так и культура, воплотившись в те или иные формы, однажды перестает продуцировать новые религии, новые художественные стили и проч. Она становится подобной засохшему дереву, которое может веками скрипеть на ветру истории, но уже не выпустит ни одного зеленого листка. Утрата культурой творческого начала – верный признак ее вступления в фазу заката, кризиса, старости, то есть (по терминологии О. Шпенглера) цивилизации.  Видим ли мы такие признаки в современности?

Ответ нам дает концепция «общества потребления»: современное общество ориентировано на порождение подражателя, потребителя, коллажиста, копировальщика, но не творца. Современный человек – как в труде, так и в учебе, настроен  потреблять готовое, но не созидать, создавать.

Итак, что же случилось в нашей культуре с творчеством? Что с ним не так, не смотря на то, что оно по-прежнему высоко ценится?

Если сегодня творчество в кризисе, то нам нужно понять – за счет чего? Что именно оно утеряло, поэтому перестало (или перестает) быть основой культуры?

За ответом на эти вопросы обратимся к истории мысли, начав с античной эстетики.

Античность: творчество как «мимезис»

Творчество как создание чего-то принципиально нового, доселе не бывшего – это понимание пришло к нам из христианства. Бог чудесным образом сотворил мир из ничего.

В дохристианскую эпоху сущность творчества мыслилась совершенно иначе. Античная эстетика не предполагала, что человек может создать что-то новое. Более того – в мире вообще не возникает ничего нового! Даже возникновение космоса в античной мифологии – это лишь упорядочение того, что уже есть. Античность не знает чудесного скачка из «ничто» в «нечто»: в мифе все элементы мира уже были до космоса, только в хаотическом состоянии. Космос возникает их хаоса, путем его упорядочивания [2].  Кстати, поэтому «космос» и «косметика» – однокоренные слова. Понятие «космичность мира» в философских трактатах, начиная с античности, означает не что иное, как упорядоченное, гармоничное, прекрасное состояние мира.

Итак, создавать ничего нового не надо: в этом мире уже все есть! Скульптор, художник, ремесленник в своих произведениях лишь подражают природе. «Мимезис» (греч. mimesis — подражание, воспроизведение) является центральным понятием античной эстетики.

Однако это не простое копирование природных объектов, не фотографическое их отражение: в творчестве воспроизводится не сама  вещь, ее внешний вид, а «эйдос» вещи – ее вневременная, идеальная сущность. Настоящий творец способен увидеть эту сущность и воспроизвести ее. (Чтобы тут понять греков, вспомним – сколько раз нам приходится делать селфи, чтобы добиться, наконец, снимка, на котором мы в полной мере похожи на себя: далеко не каждый снимок выражает наше настроение или типичное выражение лица.)

Если человек творит не вещь, а пытается «работать над собой» (практика, не очень популярная в античности, но все же существовавшая в ней тоже), то он должен сначала постичь свой «эйдос». Сущность не избирается, а познается. Она, как судьба, изначальна по отношению к деятельности человека. Всем управляет Судьба или Логос – закон, порядок существования этого космоса, который человек не в силах изменить, но который вовсе и не нужно изменять.

Обратите внимание – создание нового не просто не приветствуется, оно мыслится как нечто негативное. Новое чревато нарушением космичности мира, устоявшейся от века гармонии. Предназначение человека – жить в гармонии с космосом, всячески поддерживать космичность мира, оберегать этот хрупкий порядок. Такое отношение к новому мы находим не только в античности, но и во всех традиционных культурах.

Античность: творец как медиум

Второе отличие античной эстетики от современного понимания творчества заключается в том, что субъектом творчества является не человек, а божество. Творец отличается от «простых смертных» только тем, что способен услышать голос соответствующей Музы, коммуницировать с глубинными пластами этого мира. Творец, таким образом, – всего лишь медиум, посредник между божествами и людьми.

Условием творчества является состояние экстаза, в котором человек выходит за рамки своей личности, соединяясь с божеством. В этом и состоит суть того, что называется вдохновением.

Музы – источник не только искусства, но и науки: среди семи античных муз мы видим музу Клио – музу истории, а также Уранию – музу астрономии. Другими словами, знания о природе и обществе человек тоже получает не столько своими силами, сколько с помощью божеств.

Однако творцу мало услышать голос Музы – он должен обладать еще и определёнными умениями, чтобы услышанное воплотить – в слове, танце или музыке. Это умение называлось techne («тэкнэ») – от него происходит современное понятие «техника». В этом плане очень показательна легенда о скульпторе Дедале: он делал настолько совершенные статуи, что их на ночь привязывали к постаменту, чтобы они не убежали. Миф о Галатее, ожившей статуе, – тоже дань восхищения искусными мастерами и воплощение идеи «мимезиса».

Почтительность (пайдейя) как основа творчества

В чем смысл творчества с точки зрения греков? Оно очищает и возвышает душу человека, продолжая процесс воспитания и образования человека, то есть «пайдейи»  (греч. παιδεία – формирование ребенка, образование, воспитанность; синоним более позднего латинского термина «культура»).  

Истоки обучения – всегда подражание: «делай как я». Поэтому обучение и воспитание предполагало сначала подражание (мимизис) тому, что делают родители и другие старшие, а впоследствии – подражание богам, что и составляет сущность творчества. Поэтому «пайдея» предполагала воспитание почтительности, в том числе – по отношению к богам. Ну, а сам творец (художник, музыкант, философ) – почитатель богов, благоговейно вслушивающийся в звуки вселенной, чтобы услышать голос божеств – муз, аналогично тому, как маленький ребенок внимательно вслушивается в то, что ему говорит родитель или учитель.

Таким образом, «пайдейя» как почтительность к богам, лежит в основе «мимезиса», то есть является необходимым условием творчества, понятого на античный лад. Запомним это – почтительность по отношению к старшим, учителям, стремительно убывает в современной культуре, не потому ли мельчает и творчество?..

Выводы

Итак, с точки зрения античности, творчество не есть создание нового, а подражание тому, что уже есть; воспроизведение в доступной для других людей форме сущности вещей (эйдосов).

Знание этих сущностей возможно только через связь с космосом, с миром богов (муз). Субъектом творчества является божественный мир, человеку надо лишь услышать (увидеть) и воспроизвести это в совершенной форме (технэ). А чтобы увидеть, надо созреть, вобрать в себя все знания и предшествующую культуру. Поэтому для созревания души, ее возвышения, образования и творчества нужна почтительность к родителям, учителям и богам.

Изолированный от космоса индивид, то есть неспособный к умозрению, творить не может – не получает для этого нужного импульса (вдохновения).

При сопоставлении современного представления о творчестве с античным, мы видим разительные отличия. Современный человек в процессе творчества:

– верит в возможность и целесообразность создавать новое;

– убежден, что для творчества нужно сокрушать авторитеты, а не почитать их;

– истоки вдохновения ищет в глубинах себя, а не в состоянии выхода из себя (эк-стаза).

Дальнейшее исследование

Как уже отмечалось, многое в нашем сегодняшнем понимании творчества пришло к нам не из античности, а из христианства. Поэтому следующим шагом в осмыслении особенностей современного понимания творчества является его сравнение с христианской концепцией творчества.

Кроме того, следует уточнить понятие «современность»: под ней обычно понимается модерн. Но что говорит о творчестве постмодерн?

Ответам на эти вопросы будет посвящена следующая статья: «Творчество: христианство и современность»

Дата публикации 31.10.2023

1. Бескова И.А., Касавин И.Т. Творчество // Новая философская энциклопедия : в 4 т. М. : Мысль, 2010. [Электронный ресурс] // ИФ РАН. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01089445249fc349f1553108 (дата обращения 14.09.2023).
2. Лосев А. Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре / А. Ф. Лосев // История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития : в 2 кн. Кн. 1. Ранняя классика. Москва : ACT ; Харьков : Фолио, 2000. С. 396–408.
3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2009. 352 с.
4. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер; пер. с нем., вступ. ст. и примечания К. А. Свасьяна. Москва : Мысль, 1993. Т. 1. 666 с.
5. Экспорт В. Женщина и креативность. Размышления на тему // Гендерная теория и искусство. Антология: 1970-2000. М.: РОССПЭН, 2005.

Войти в личный кабинет