Создание и становление Российско-американской компании

Все знают, что Российская империя в 1867 году продала Аляску Соединенным Штатам Америки. Однако не так известна история освоения русскими Аляски и вообще Америки. Существенную, если не определяющую роль в этом деле сыграла Российско-американская компания, которая просуществовала почти столетие. В небольшой статье невозможно рассказать обо всей большой и насыщенной событиями истории этой структуры, поэтому настоящее исследование будет посвящено созданию и первым шагам Российско-американской компании.

Датой ее появления считается тот самый год, который известен нам рождением Александра Сергеевича Пушкина – а именно 1799-ый. Однако предпосылки ее создания появились за полвека до этой даты: в 1741 году известный мореплаватель Витус Беринг совершил ряд важных географических открытий, в частности, он достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Таким образом Россия закрепила за собой права на эти территории.

Через некоторое время разведка новых земель показала, что у них – неплохой коммерческий потенциал. И деловых людей стали привлекать северо-западные пределы Северной Америки, куда с середины XVIII века устремился российский торговый люд. Местность здесь оказалась богатой пушниной, а также промысловыми морскими зверями. К тому же имелись дешевые рабочие ресурсы – из местных аборигенов. Купцы, совершая экспедиции к Америке, нанимали вольных людей, возвращались русские с большими приобретениями.

Зверя, как правило, добывали алеуты и эскимосы, наиболее распространенным был промысел калана и морского котика. Как отмечает В.Г. Наследов, “в Русской Америке был применен новый способ изъятия мехов у коренного населения, благодаря которому компания не устанавливала количественные нормы ясака, а сама формировала байдарочные флотилии из взрослых мужчин-аборигенов, которые отправлялись к местам скопления морских бобров и котиков, где происходил их массовый убой” (1). Обычно с товаром русские купцы плыли на Камчатку или к берегам Охотского моря (Хабаровский край), где продавали пушнину и другое с большой выгодой.

Российские купцы быстро поняли, что новые территории – это настоящий “Клондайк” и в погоне за сверхприбылями начали массово выезжать на новые земли. Началась конкурентная борьба. В основном это были купцы сибирские, но и не только – вскоре к ним подтянулись и представители центральной России. До создания компании-монополиста множество деловых людей пыталось “строить бизнес” в этом регионе. “Общее количество торгово-промысловых компаний, оперирующих на Тихоокеанском Севере в 1743 – 1799 гг., составляло около сотни”, – отмечает А.В. Гринев (2).

Для того, чтобы ситуация не вышла из-под контроля, требовалось единоначалие. Это понимали в Санкт-Петербурге. К тому же погоня за сверхприбылями вскоре начала оборачиваться большими экологическими проблемами. Истребление зверя стало носить массовый характер, а местное население (в основном алеуты) нередко страдало от алчных и обладавших существенным “военным сопровождением” торговцев. Однако среди тех, кто осваивал американские территории, были и выдающие организаторы, люди, которые мыслили не только в рамках сиюминутной выгоды. Такими были Григорий Шелехов и купцы Голиковы (ключевая фигура здесь – Иван Голиков), они создали объединение, которое впоследствии и станет Российской-американской компанией. Правда, сам отец-основатель Шелехов не дожил до появления этой крупной торговой структуры, этим занимались его наследники. Формально само объединение произошло в 1798 году, однако историки датой рождения Российско-американской компании чаще всего называют именно 1799 год, когда компания была принята под высочайшее покровительство указом императора Павла I. Тогда же она и получила свое историческое название: “Высочайшим Его Императорского Величества покровительством Российская Американская компания”.

У этой – по сути корпорации – был огромный тем временам уставной фонд – 724.000 рублей, соответственно, было учреждено 724 акции по 1000 рублей за каждую. Потом количество акций возросло. Крупными акционерами компании стали придворные, что во многом определило дальнейшую судьбу корпорации, главным образом, ее “миграцию” в сторону государственного управления. Кстати, Российско-американская компания была одним из первых в России акционерных обществ, действующих по принципу выплаты дивидендов акционерам.

Указом императора компания получила колоссальные привилегии, главная из которых – монополия на 20 лет, как бы сейчас сказали, по ведению бизнеса в русской Америке. Но и не только на это, например, ей разрешалась безвозмездная вырубка лесов на новых территориях (а лес нужен был для разных нужд, в том числе и для строительства кораблей). То есть компания имела право пользоваться исключительно всеми промыслами и заведениями по северо-восточному берегу Америки. В сферу влияния компании попадали Берингов пролив, Алеутские и Курильские острова и другие территории, как тогда говорили, “северо-восточного океана” (имеется в виду Тихий океан). Кроме того, купцы, представляющие компанию, получали исключительное право торговать с местными народностями.

Уже в момент создания у компании была своя флотилия, главным в ней был трехмачтовый корабль “Феникс”: “Самым крупным из флотилии РАК (Российско-американской компании) в 1799 г. был построенный на Аляске 22-пушечный трехмачтовый корабль “Феникс” водоизмещением по разным оценкам от 180 до 240 т. Остальные суда представляли собой двухмачтовые гукоры и гукер-яхты преимущественно охотской постройки” (3). Правда, компания испытывала нехватку профессиональных моряков, например, шкиперов. Поэтому с 1802 года для работы на судах начали привлекаться кадровые военные, которые, к слову, со временем вытеснят купцов из управления делами компании: будет происходить постепенное “огосударствование” этой торговой корпорации, на ключевые посты будет выдвигаться военная элита, что логично – учитывая статус организации. Для власть имущих корпорация становится не только экономическим субъектом, но и во многом важным геополитическим инструментом. Не раз за историю этого торгового предприятия оно решало задачи, явно выходившие за рамки просто коммерции.

Почти сразу было создано Главное правление компании, которое в 1801 году переехало из Иркутска в Санкт-Петербург. С одной стороны, близость к трону давала торговой организации преимущества, но, с другой, затрудняло логистику: ключевые решения принимались за тысячи верст от места их исполнения. Такое размещение “головного центра” поближе к властным кабинетам понятно: как уже говорилось, крупными акционерами корпорации стали видные чиновники царской России, почти сразу организация перестала быть только лишь “купеческим промыслом”, началось сращение компании с государственным аппаратом. Это было логичное развитие событий: в тот момент в мире действовал ряд таких государственно-частных корпораций, самой мощной и известной среди которых была британская Ост-Индийская компания. Соответственно, в задачи Российско-американской компании входила уже не только торговля, но и освоение новых земель (проще говоря – расширение империи), установление новых внешнеэкономических связей (в том числе и межгосударственных), развитие кораблестроения, обращение аборигенов в православие и другое.

На новых территориях компания заводила свои представительства (например, на американском острове Кадьяк, на алеутском острове Уналашка). Кстати, на Кадьяке была организована и духовная миссия, изначально в составе которой было около десяти клириков (4). Правда, сразу же администрация сделала всё, чтобы избавиться от лиц духовного сана. Так можно было без оглядки на “религиозные предрассудки” эксплуатировать местное население, в исторических источниках говорится о разврате и пьянстве тех, кто принадлежал к членам команды. Среди русских практиковалось и многоженство, разумеется, “гарем” набирали из местных женщин. Понятно, как на всё это смотрели монахи с их строгой христианской моралью. В итоге руководство компании предприняло ряд мер, чтобы устранить это препятствие, да и утечки информации боялись: центральная власть не стала бы потворствовать свободным нравам, заведенных членами компании на территориях Русской Америки. В итоге миссия сократилось до одного человека, который сегодня известен как святой Герман Аляскинский: несмотря на все сопротивление, он остался на остовах. Герман много усилий приложил для духовного просвещения местного населения, многих крестил, старался быть заступником за обиженных. До сих пор православие почитаемо среди туземцев Аляски, во многом это заслуга святого Германа.

В момент становления компании, распространения ее власти на новые территории особыми заслугами был отмечен купец Александр Баранов, который в 1802 году стал Главным Правителем Колоний (руководителем Русской Америки, генерал-губернатором). Исторические источники свидетельствует о том, что это был целеустремленный и волевой человек. Порой он действовал достаточно жестко. Однако все исследователи истории организации сходятся во мнении, что именно он – ключевая фигура в деле становления корпорации, человек, сделавший очень многое для развития как новых территорий, так и Российско-американской компании. Например, он наладил собственное строительство морских судов, что для такого предприятия было жизненно необходимо. Причем со смертью Баранова верфь в Ново-Архангельске (ныне – город Ситха с США) постепенно пришла в упадок, корабли стали закупаться на стороне… Им также были созданы множественные “филиалы” (конторы) компании как в Русской Америке, так и в городах материковой России. Увеличился торговый оборот организации, были открыты новые рынки. За свои заслуги Баранов был удостоен крупных государственных наград.

Правда, историки утверждают, что негласным руководителем всего дела был камергер Николай Резанов – вторая ключевая фигура организации в годы ее создания и становления. Резанов был одним из самых влиятельных людей в стране, он был вхож в высшие кабинеты, в том числе и к царю. Именно он в свое время добился подписания высочайшего указа о создании компании. При этом Резанов был не только кабинетным работником: он сам не боялся отправляться в долгие морские переходы, закупал корабли для Российско-американской компании, продовольствие для “филиалов”, устанавливал торговые отношения. Кстати, существенную часть флотилии составляли именно им купленные корабли (у британцев, американцев и т.д.).

Сложным вопросом остается значение компании в деле развития Русской Америки. С одной стороны, развитые капиталистические отношения, новые товары и технологии вели к прогрессу. С другой, местное население было крайне зависимо от русских купцов и “администраторов”, что последние нередко использовали в корыстных целях. И.В. Строганова подчеркивает: “Основная масса мужского туземного населения относилась к так называемым «вольным алеутам» (этим термином обозначались туземцы независимо от их этнического происхождения). Во взаимоотношениях с ними Российско-американская компания придерживалась системы принудительного долгового найма. Туземцам перед отправлением на промысел выдавался в качестве аванса минимум товаров, продуктов и одежды, цены и ассортимент которых целиком зависел от произвола промышленников и приказчиков. Коренному населению также запрещалось продавать добытую ими пушнину своим торговым конкурентам. Получив в долг от русских те или иные товары, туземцы отправлялись в составе байдарочной флотилии добывать калана” (5).

Однако со временем нравы колонистов были смягчены, чему во многом способствовал все более жесткий государственный контроль над компанией, а также деятельность духовных лиц. Петербургская власть смотрела на это предприятие, думая не только о прибылях, но и о необходимости иметь лояльное местное население, которое уже рассматривалось в качестве подданных Российской империи. Особенно, конечно, ситуация либерализовалась после отмены в России крепостного права. Правда, вскоре после этого события Аляска была продана Соединенным Штатам Америки, а сама торговая корпорация начала угасать.

Подводя итоги можно отметить, что в момент зарождения и в первые годы своего существования Российско-американская компания стала мощным игроком не только регионального, но и геополитического уровня. Подобно Ост-Индийской компании, это было своеобразное государство в государстве, обладавшее своими “подданными”, военным флотом, подвластными территориями, даже нормативными установлениями. Нет сомнения в том, что методы руководителей этого торгового предприятия во многом были заимствованы из практики зарубежных корпораций. Учитывая удаленность от центральной России, руководители компании чувствовали свою почти не ограниченную власть на “подшефных” территориях, чем нередко злоупотребляли. Это приводило к массовым перегибам, среди которых можно отметить: притеснение местного населения (есть примеры, когда аборигены даже устраивали бунты в связи с тяжелыми условиями жизни), бездумное уничтожение промыслового зверя (довольно быстро популяции каланов и котиков был нанесен колоссальный урон). Однако экспансия имела и свои позитивные стороны: расширение внешнеторговых связей, распространение технологий (алеуты, например, даже не умели отливать орудия из металла), христианизация и сопровождающая ее демократизация отношений. Многие из указанных тенденций не утратили своей актуальности и при дальнейшем развитии компании, которая просуществовала с 1799 по 1881 годы.

Дата публикации 26.10.2023

Список источников

1. Наследов В.Г. Освоение ресурсов Русской Америки монопольной Российско-американской компанией (1799-1867 гг.) // Актуальные проблемы современности. Материалы 8-й Всероссийской научно-практической конференции «Альтернативный мир». 2014. С. 84.
2. Гринев А.В. Как Российско-американская компания стала петербургской // История Петербурга. 2020. № 2 (79). С. 10.
3. Гринёв А.В. Иностранные суда в составе флота Российской-американской компании (1799-1867 годы) // Новая и новейшая история. 2015. № 1. С. 219.
4. Сулимов С.И. Проблема взаимоотношения Церкви и бизнеса (на примере Российско-американской компаии) // VIII Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве: осмысление свободы и ответственности молодежи. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор О.Р. Каюмов. 2019. С. 181-187.
5. Строганова И.В. Колонизационная политика Российско-американской компании на Аляске // Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук. Сборник научных статей ежегодной межрегиональной научно-практической конференции. 2015. С. 53.

Войти в личный кабинет