Изобличение греха гордыни в Ветхом Завете

В статье рассматривается то, как грех гордыни представлен в Ветхом Завете. Отмечается, что первые книги Писания редко пользуются этим термином. Чаще всего с грехом гордыни связаны истории конкретных правителей, которых за это наказывает Бог. Причем Библия изобличает как Израиль, так и язычников. Кроме того, рассматриваются книги пророков и притчи Ветхого Завета, где раскрывается пагубность греха гордыни, где дается его морально-нравственное обличение.

Гордыня в первых книгах Ветхого Завета

Первые главы Библии не содержат упоминаний о гордости или гордящемся человеке. Из чего можно было бы сделать вывод, что грех гордыни созрел в человечестве не сразу. Допустим, вряд ли во время первого греха, совершенного Адамом и Евой, у них уже была гордость, если так можно выразиться, «сформированной». Все-таки это было младенчество человеческого рода… Впрочем, этот грех может быть подмешан к непослушанию, к желанию поступить по-своему, а не так, как заповедано Богом.

С гордыней, вероятно, связана и известная история строительства Вавилонской башни, когда Господь смешал языки, по сути, создав разные народности. Вот как выглядит побудительный мотив этого строительства: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11:4). Впрочем, речь может идти не о гордыне, а о тщеславии: «сделаем имя» – это, скорее, прославимся. Словом, какие-то отголоски греха гордыни есть уже в первой книге Библии – «Бытие».

Тем не менее, довольно долго слово «гордыня» и однокоренные ему в Библии не появляются. Видимо, первое упоминание об этом грехе относится только к 26 главе книги «Левит» – а это уже история после известного эпизода, когда Бог вывел израильский народ из земли Египетской, то есть история относительно поздняя. Вот что говорит Господь Моисею на горе Синай, чтобы тот передал это послание народу: «и сломлю гордое упорство ваше» (Лев. 26: 19).

Следующее упоминание о гордости опять же связано с народом еврейским. В «Книге Судей израилевых» Гедеону заповедал Бог уменьшить войско, с которым тот шел воевать против языческого племени мадианитян. По слову Библии, язычников было «в таком множестве, как саранча», но Гедеон, управляемый Господом, навел на них великий ужас, и они начали убивать друг друга, после чего бежали в панике. Триста избранных победили многотысячное войско. Вот как это повеление от Бога отражено в Библии: «И сказал Господь Гедеону: народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: “моя рука спасла меня”» (Суд. 7:2). Кстати, подобный повод возгордиться у еврейского народа появится еще не раз. Например, в «Четвертой книге Царств» Амасия, царь Иудейский, «поразил Идумеян, и возгордилось сердце» его (14:10).

Если до этого речь шла о том, чтобы народ не возгордился, то первый, скажем так, «единичный гордец» встречается в «Третьей книга Царств» – это Адония, сын Аггифы, который, возгордившись, сказал: «я буду царем». Тут объясняется и причина того, что этот человек стал гордым – «был очень красив». Его притязания на трон тем греховнее, что в то время был еще жив истинный царь Израиля – Давид, хотя и был он уже в преклонных летах; кроме того, всем было известно, что Давидом завещано царство Соломону, а не Адонии. В итоге коварство Адонии, его притязания на трон, на который он не имел права, стоили ему жизни.

Второй по счету гордец Библии – тоже царских кровей: это царь Озия, который вместо священников хотел кадить Богу, то есть желал иметь не только административную, но и духовную власть. На тот момент в еврейском народе уже закончилась эра патриархов, когда обе функции выполнял один человек. Поэтому такое требование от Озии было не чем иным, как богохульством. По этому поводу Озия серьезно обличается, вот что о нем сказано во «Второй книге Паралипоменон»: «Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном» (26:16). При этом Бог не предал его немедленной смерти, а лишь наслал на него проказу, что в те времена означало отстранение от трона, до смерти своей Озия «жил в отдельном доме».

Принцип: грех царя – наказание народу

Гордостью был охвачен еще один царь еврейского народа – Езекия, который оказался неблагодарным за милости от Господа (снова, кстати, речь идет о защите от внешних врагов – победы не идут Иудейским правителям на пользу!). Самое интересное, что наказание за гордыню царя должны были разделить все его люди! Таков духовный закон единения судьбы царя и судьбы его народа: глава согрешает – страдают все.

Так было, например, во времена царя Давида, который отправил на верную смерть своего подданного Урию Хеттеянина, потому что прельстила царя жена Урии Вирсавия. После смерти мужа красавица стала женой того, кто, по сути, был убийцей ее первого супруга. То есть здесь Давид совершил сразу два греха: прелюбодеяние (связь с Вирсавией завязалась у него еще до гибели Урии) и убийство.

После этого двойного преступления Бог посылает к царю Давиду пророка Нафана. Тот произносит не просто личное проклятие царю и даже не просто кару его государству – а объявляет расплату за великий грех «дому его» на все времена! Вот что произносит пророк от лица Господа: «Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян; итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою» (2Цар. 12:9-10). Обратим внимание на слова: «не отступит меч от дома твоего во веки». Первой жертвой этого карающего «меча» становится новорожденный сын Давида и Версавии.

Другой эпизод из жизни Давида более показателен: царь объявляет перепись народа, что даже в глазах его военачальника выглядело делом греховным, он даже пробует возражать своему владыке. Существует несколько объяснений, в чем же был грех Давида, решившего посчитать свой народ, одно из таких возможных побуждений – опять же гордыня, желание исчислить собственную военную силу. Не будем сейчас в этом разбираться, главное здесь вот что: за грех царя наказывается весь народ. К Давиду приходит посланник от Бога – пророк Гад, который предлагает ему три кары на выбор: войну, голод или мор.

Царь выбирает моровую язву. Из народа умирает семьдесят тысяч человек! По временам древнего малолюдства это была колоссальная цифра! Мор продолжается, и Давид взывает к Богу: «Вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? Пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего» (2Цар. 24:17). Бог принимает искреннее раскаяние Давида, и мор уходит. Можно предположить, что Господь ждал от Давида сразу глубокого раскаяния, быть может, оно бы вообще отвратило кару от народа еврейского. Это предположение можно сделать, если сравнить ситуацию с грехом выше упомянутого царя Езекии: во «Второй книге Паралипоменон» он, подобно Давиду, своим грехом навлек на своей народ гнев Божий. Тем не менее, изначально определенное наказание всем людям царства было сразу отменено. Вот что об этом сказано в Библии: «Но как смирился Езекия в гордости сердца своего, – сам и жители Иерусалима, то не пришел на них гнев Господень во дни Езекии» (32:26). Видимо, то же сразу бы следовало сделать и Давиду.

Обличение гордыни язычников: «повествовательная» Библия

Только ближе к середине Библии («Книга Иудифи») упоминается о гордости других племен, а не еврейского народа. Причем делается это в исторических (повествовательных) фрагментах Библии, где даются не высказывания общего нравственного характера, а именно – история народов. Так, в одном из эпизодов евреи молятся Богу, чтобы Он избавил их от гордых притеснителей: «Тогда народ пал, поклонился Богу и воззвал: Господи, Боже Небесный! воззри на их гордыню и помилуй смирение рода нашего, и призри на лице освященных Тебе в этот день» (6:18-19). Это первое в Библии и не единственное в указанной книге упоминание о грехе гордыни, который властвовал в сердцах язычников (в данном случае, ассириян).

Это не значит, что все другие языческие народы не обладали этим смертным пороком, дело здесь, видимо, в другом: в Писании акцент делается на грехах самого Израиля и его правителей. То, что язычники подвержены множеству пороков, это рассматривается как аксиома: не имеющие истинного Бога – могут ли быть праведными? Тем не менее слов, однокорневых слову «гордыня», мало используется по отношению к языческим народам, когда рассказывается история их и взаимоотношений их с Израилем.

Впрочем, в более поздних книгах Ветхого завета мы не раз возвращаемся к началу человеческой истории. И здесь в некоторых случаях события трактуются с духовной точки зрения, то есть обнажаются истинные намерения языческих народов, их греховные «движители». Например, «Книга Премудрости Соломона» дает нам следующее объяснение допотопных событий: «Ибо и вначале, когда погубляемы были гордые исполины, надежда мира, управленная Твоею рукою, прибегнув к кораблю, оставила миру семя рода» (14:6). Очевидно, что здесь коротко рассказывается история всемирного потопа (корабль – ковчег, семя – Ной и его родные) и дается назидание: наслано бедствие за гордость.

А еще здесь есть отсылка к одному из самых загадочных мест в Библии: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6:4). Кто эти исполины? Кто эти сыны Божии? Не станем погружаться в это, главное здесь для нас вот что: о гордости исполинов в Книге Бытия не сказано напрямую. И лишь ближе к концу Ветхого Завета дается характеристика этих исполинов, сообщается, что они были горды. Впрочем, уже то, что не они названы сынами Божиими, говорит о многом. Да и сразу после представленной фразы указывается: «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле» (Быт. 6:5). Явно связь с исполинами была греховной, но проблема была не только в блудодеяниях, но и, согласно «Книге Премудрости Соломона», в гордыни.

Подобная духовно-нравственная актуализация ранних эпизодов Библии дается в «Третьей книге Маккавейской». Фараон Египта и его войско наказываются явно за свою гордыню: «Ты фараона, прежнего властителя Египта, имевшего множество колесниц, превознесшегося беззаконною дерзостью и высокомерными речами, погубил с гордым его войском, потопив в море» (6:3).

Подобным образом трактуется и еще один эпизод из Библии: «Ты жестокого царя Ассирийского Сеннахирима, тщеславившегося бесчисленными войсками, покорившего мечом всю землю и восставшего на святый город Твой, в гордости и дерзости произносившего хулы, низложил, явно показав многим народам Твою силу…» (6:4).

В «Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова» также с нравственной стороны трактуются древние библейские события: Бог «не пощадил и живших в одном месте с Лотом, которыми возгнушался за их гордость» (16:9). Именно гордость называется здесь первым грехом, за который подверглись уничтожению Содом и Гоморра, а не развращение, на которое чаще всего указывается.

Несколько по-иному трактуется и история юного Давида (тогда еще – не царя), а точнее – его знаменитый поединок с гигантом Голиафом: «В юности своей не убил ли он исполина, не снял ли поношение с народа, когда поднял руку с пращным камнем и низложил гордыню Голиафа?» (47:4-5). Опять же главным грехом Голиафа здесь называется гордыня, хотя если мы обратимся к более раннему и подробному описанию жития Давида, то увидим, что там иной акцент. Из всего сказанного можно сделать вывод, что многие эпизоды, в которых язычники проявляли дьявольскую гордыню, описаны так, что само это слово в них не используется, но грех – подразумевается. И лишь в поздних библейских толкованиях речь идет о гордыни.

Впрочем, изредка язычники называются гордецами впрямую. Так, «Вторая книга Маккавейская» повествует нам о правителе-язычнике Антиохе, говорится, что он «нисколько не оставлял своей гордости» (9:7), за что Бог его и покарал тяжелой болезнью. Еще один гордец – Никанор тоже закончил свои дни бесславно, поначалу «превозносясь с великою гордостью, Никанор думал одержать всеобщую победу над бывшими с Иудою» (15:6), но в итоге сам лишился головы.

В «Третьей книге Маккавейской» также повествуется о наказании гордых язычников, из чего мы можем сделать вывод, что в более поздних книгах Ветхого Завета если речь идет о фрагментах, условно говоря, повествовательных, исторических, то в основном обнажаются гордые помыслы язычников (в первым книгах, как мы помним, речь шла о гордыне  евреев), за которые они наказываются Богом. Если же перед нами «прямая речь» Бога, переданная через пророков, то здесь в центре – нравственное исправление еврейского народа, и тут уже сам Израиль обличается в гордыни. Так Ветхий Завет и дает нам эти своеобразные «качели»: то богоизбранный народ обращается ко Господу, получая благоденствие и победы над врагами, то, наоборот, сам обличается и терпит бедствия. И корнем наказания для всех народов во многих случаях становится гордыня их или их правителей. Впрочем, не только за это наказывает людей Бог, есть и другие тяжкие преступления: идолослужение, распутство, взяточничество и т.д. Но это всё тема для отдельного разговора.

Книги пророков и гордыня израильтян

Иногда в Библии говорится об участи всех без исключения народов, и Израиль не отделяется от язычников. Так, в книге пророка Исаии говорится о смирении гордых, это произойдет «в последние дни»: «Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено…» (Ис. 2:11-12). «Тот день» – явное указание на «день гнева», что в обиходе часто называют судным днем. В пятой главе дается продолжение данных выше мыслей: «И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут» (Ис. 5:15). Далее в книге при обличении разных народов тоже встречаются упоминания об их горделивости (это моавитяне, халдеи, а также колено Ефремово). Однако, как мы увидим, пророки Израиля чаще бичуют своих соплеменников.

Вообще в Библии не раз причиной наказания народов в последние времена называется именно гордость. Например, в пророчествах «Третьей книги Ездры» звучит эта мысль: «по причине их гордости, города возмутятся, домы будут разорены, на людей нападет страх» (15:18), это, конечно, лишь один из множества примеров.

Еще один обличитель – пророк Иеремия. Он был выходцем из священнической семьи, Бог призвал его к пророческому служению молодым. Причем его слова в основном были обращены к самому еврейскому народу. Дело в том, что правители влекли его к катастрофе, и Иеремия стремился отвратить ее. Именно у Иеремии чуть ли не впервые в Библии так отчетливо звучит голос пророка, направленный против богоизбранного народа: «так говорит Господь: так сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима» (Иер. 13:9); «Если же вы не послушаете сего, то душа моя в сокровенных местах будет оплакивать гордость вашу, будет плакать горько…» (Иер. 13:17). Правда, и другие народы Иеремия обличает за их гордость, но акцент у него всё же сделан на судьбе отечества.

Вскрывает гордые помыслы своего народа и пророк Иезекииль, отмечая, что в Израиле «гордость разрослась», в основном именно евреев обличают в гордости пророки Осия, Авдий, последний подчеркивает: «Гордость сердца твоего обольстила тебя» (Авд. 1:3). Примеры можно приводить и дальше.

Библейские притчи, бичующие гордыню

Вообще притча понимается в Писании двояко. Более нам привычное понимание – это притчи, которые произносит Иисус Христос: это краткие иносказательные с глубоким духовно-нравственным подтекстом сюжетные истории, где более сложное изъясняется через более простое.

Однако Библия дает нам и второе понимание притчи – это сверхкраткое высказывание, по сути, афоризм, нравственного содержания. Яркий пример – притчи Соломона. Но и не только он произносил такие наставления. Вот что завещает благочестивый Товит сыну своему Товии: «Люби братьев твоих и не превозносись сердцем пред братьями твоими и пред сынами и дочерями народа твоего, чтобы не от них взять тебе жену, потому что от гордости – погибель и великое неустройство» (Тов. 4:13). Притчевыми высказываниями пользуется и Иов Многострадальный: «Бог не отвратит гнева Своего; пред Ним падут поборники гордыни» (Иова 9:13).

Но больше всего таких притч у Соломона и в «Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова». Остановимся на этих двух источниках подробнее. Первая группа значений, связанная с гордыней, может быть определена как указание на недопустимость гордого возношения, ненависть к этому греху со стороны Бога: «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Притч. 6:16-19). Еще пример: «Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу» (Притч. 8:13).

В «Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова» особенно много таких высказываний в главе 10: «Гордость ненавистна и Господу и людям и преступна против обоих», «Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его», «начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость», «Гордость не сотворена для людей, ни ярость гнева – для рождающихся от жен».

Вторая зона значений: гордость приводит человека к тяжким последствиям – предшествует посрамлению, падению, унижению, одиночеству, безумию и т.д. Вот некоторые примеры: «Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость» (Притч. 11:2); «В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их» (Притч. 14:3); «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» (Притч. 16:18); «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» (Притч. 29:23); «Только поношение, гордость, обнаружение тайны и коварное злодейство могут отогнать всякого друга» (Сир. 22:25); «Печь испытывает крепость лезвия закалкою; так вино испытывает сердца гордых – пьянством» (Сир. 31:30); «Человек рассудительный не пренебрегает размышлением, а безрассудный и гордый не содрогается от страха и после того, как сделал что-либо без размышления» (Сир. 32:20).

Третья зона значений – скверность и греховность гордыни: «Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, – грех» (Притч. 21:4); «Кто прикасается к смоле, тот очернится, и кто входит в общение с гордым, сделается подобным ему» (Сир. 13:1); «Отвратительно для гордого смирение: так отвратителен для богатого бедный» (Сир. 13:24); «Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (Притч. 16:19); «Испытания не служат врачевством для гордого, потому что злое растение укоренилось в нем» (Сир. 3:28).

Давид во псалмах не раз упоминает гордыню, это понятие здесь, в общем, не выпадает из тематических зон, обозначенных на примерах притч Соломона и Иисуса, сына Сирахова. Вот некоторые примеры из псалмов: «По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют» (Пс. 9:23), «Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем» (Пс. 30:19), «Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи» (Пс. 39: 5), «Слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят» (Пс. 58:13), «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю» (Пс. 100: 5), «Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали» (Пс. 137: 6), «Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся» (Пс. 139: 9) и т.д.

Подводя итоги, отметим, что гордыня встречается в Ветхом Завете относительно редко. Правда, у нее есть целый ряд библейских синонимов, что может стать предметом отдельного исследования. Среди таких смежных и пограничных понятий: высокомерие, кичливость, надменность, превозношение и другие. Наше исследование показало, что особенно редко используется слово «гордыня» и однокоренные в первых книгах Библии. Здесь на гордыню указывается иногда иносказательно, что становится ясно из более поздних книг Ветхого Завета, где ранние события Писания трактуются в духовно-нравственном аспекте. В гордыне уличаются как языческие народы, так и Израиль. Последний причем сильнее бичуется за этот грех в книгах пророков. В Ветхом Завете рассказывается несколько историй гордецов, которых Бог покарал за их грехи, всегда это – правители. Правда, в некоторых случаях обличаются еврейские цари, в некоторых – языческие.

Дата публикации 21.03.2024

Список источников

Войти в личный кабинет